Принимаю условия соглашения и даю своё согласие на обработку персональных данных и cookies.

Здание легендарной бани в центре города сносят без торгов и публичных слушаний. Это вообще законно?

20 июля 2018, 16:56
Здание легендарной бани в центре города сносят без торгов и публичных слушаний. Это вообще законно?
Фото: архив 66.ru
Публикуем схему, по которой застройщик получил право демонтировать муниципальный (или уже нет?) объект недвижимости.

На этой неделе рабочие начали разбирать двухэтажную постройку на улице Куйбышева, где прежде находилась муниципальная баня «Бодрость». Несмотря на то что информация о проекте появилась в октябре прошлого года, волна негодования поднялась только сейчас.

На месте старой помывочной компания «Уральские бани» построит филиал знаменитых «Сандуновских бань». Глубокая реконструкция предполагает снос конструктивистского здания и строительство на его месте трехэтажного банного комплекса в стилистике классицизма с более богатыми фасадами.

Здание легендарной бани в центре города сносят без торгов и публичных слушаний. Это вообще законно?
Фото: официальная документация проекта / ekburg.ru

Но это не устраивает общественных активистов, которые стараются предотвратить реновацию. Они сомневаются, что снос здания вообще законен, и публично задают вопросы, на которые инвестор почему-то не отвечает. Постараемся ответить мы.

Здание легендарной бани в центре города сносят без торгов и публичных слушаний. Это вообще законно?
Фото: 66.RU

Застройщик сносит здание. Это законно?

Да. До июня 2016 года здание на улице Куйбышева, 42 принадлежало муниципалитету. 26 июня ЕМУП «Бодрость» и ООО «Колор» создали ООО «Уральские бани» с уставным капиталом в 198 млн рублей. Доля муниципального предприятия в компании составила 33%, а в денежном выражении — 65,3 млн рублей.

Согласно данным из Росреестра, кадастровая стоимость земельного участка под баней составляет 43,9 млн рублей. Еще примерно 20 млн рублей может стоить сама недвижимость. То есть ЕМУП вошел в состав учредителей имущественным комплексом.

Через несколько месяцев ООО «Уральские бани» купило у ООО «Сандуновские бани» франшизу знаменитых «Сандунов» и приступило к проработкам проекта. 4 августа 2017 года «Уральские бани» через аффилированную компанию «Базовый модуль» выкупили у властей Свердловской области смежные с парилкой помещения площадью 547 м2 за 15,1 млн рублей.

Эскизы нового банного комплекса в октябре 2017 года показали на градостроительном совете. Архитекторы хоть и поворчали насчет внешнего вида и концепции новодела, но в целом стройку одобрили.

Несколько месяцев о проекте ничего не было слышно, пока не оказалось, что стопроцентным собственником «Уральских бань» стало ООО «Колор». ЕМУП «Бодрость» без шума продало свою долю 28 мая 2018 года — за полтора месяца до начала реконструкции. Предприятие, видимо, получило деньги, а застройщик — землю и приговоренный к сносу объект недвижимости.

Почему не провели открытых торгов?

Почему городская структура, пройдя все стадии согласования, вышла из проекта, мы можем только догадываться. Может быть, только такой способ гарантировал реконструкцию здания в центре Екатеринбурга без изменения его функции. Продажа имущества на открытых торгах создавала риск, что победу одержит компания, которая захочет возвести на этом месте, например, очередной жилой комплекс.

По форме такая сделка не является приватизацией, поэтому публичные торги здесь не нужны. К слову, похожую схему применяли городские чиновники при разборе кинотеатра «Темп», а областные — при взрыве телебашни.

А как же общественные слушания?

Такая процедура не предусмотрена. Вообще. Никто ведь не требует проводить публичные обсуждения при замене бараков на новостройки. Застройщику нужно только договориться с собственниками помещений о сумме компенсаций. Очевидно, что в случае с «Сандунами» это согласие существовало априори.

Кроме того, двухэтажная постройка на Куйбышева не внесена в реестр объектов культурного наследия, а ее реконструкцию одобрили архитекторы и городские чиновники.

Почему в документах не отражен переход прав на здание?

Действительно, странно. Возможно, это связано с инерцией, и сведения в электронных картотеках, базах данных, выписках и проч. обновятся через некоторое время.

Впрочем, сами общественники выяснили, что муниципалитет вложился в совместное ООО не недвижимостью, а участком и продал, соответственно, не недвижимость, а участок. Вот этот документ:

«Здания принадлежат Екатеринбургу, но администрация о них, видимо, забыла, и почему-то они ей не нужны», — задают вопросы активисты и призывают жителей обращаться в прокуратуру.

В статье 35 Земельного кодекса РФ указано: «не допускается отчуждение земельного участка без находящихся на нем здания, сооружения в случае, если они принадлежат одному лицу». То есть по закону при продаже земли муниципалитет обязан был передать и постройку, что, очевидно, и случилось.