Список выглядит так:
Торги по ним пока не прошли: в отношении некоторых определены условия продажи (цена, обязательства покупателя), в отношении других — только решение о приватизации.
Самым привлекательным для бизнеса выглядит ансамбль усадьбы Бородиной возле полпредства УрФО. Это три корпуса общей площадью 1687 кв. метров, исторические ворота и ограда, а также земля под ними. Мэрия планирует заработать на продаже 146 млн рублей. По информации 66.RU, этот объект в программе приватизации появился после обращения некоего инвестора, готового вложить в него деньги. Формально нужно провести торги, но никто не сомневается, что недвижимость в итоге достанется именно ему.
Избавление от пустующих объектов культурного наследия, которые нужно не только содержать, но и приводить в порядок за счет бюджета, — осознанная стратегия горадминистрации.
Вице-мэр Игорь Сутягин, отвечающий за муниципальное имущество, рассказал, что часть памятников все-таки останется в городской собственности. Речь идет об особняках, «наиболее значимых для Екатеринбурга», а также о тех, в отношении которых есть понимание про их дальнейшее использование и извлечение дохода.
«Мы будем восстанавливать и реставрировать эти здания. И даже при наличии интересантов продавать не намерены», — подчеркнул он.
Речь идет о зданиях с арендаторами, в основном муниципальными. Таких, например, как «Дом Маклецкого», «Дом контор», кинотеатр «Колизей» и кинотеатр «Заря», а также музей ИЗО.
Что касается остальных памятников, не задействованных под муниципальные нужды, город готов их приватизировать. Но только если инвесторы будут вкладываться в реставрацию. Право собственности перейдет к победителю конкурса после выполнения им инвестиционных или социальных условий — это оговаривается при подписании контракта.
Согласно опубликованным протоколам, в 2021 году мэрии удалось выручить за объекты культурного наследия 129 млн рублей. Были приватизированы:
Бизнес нередко рассматривает старинные здания как часть девелоперских проектов. Неслучайно, что «Дом Рязанова», который стоит у нового здания «Сандунов», приобрело ООО «Новый квартал»: компанию контролируют владельцы франшизы московских бань. Чиновники долгое время договаривались с собственниками, чтобы они привели этот памятник в надлежащий вид.
«Они сначала арендовали ОКН, а потом пришли к нам с предложением выкупить его и отреставрировать. Мол, если памятник будет находиться в аренде, они сомневаются в целесообразности восстановления за собственный счет», — объяснил Игорь Сутягин.
В результате «Новый квартал» заплатил за три помещения общей площадью 227 кв. метров 10,45 млн рублей.
В случае с приватизацией «Дома купца Сапожникова» у нового собственника тоже есть понятный стимул. Рядом «Брусника» построила дом бизнес-класса и вскоре приступает к реализации еще одного проекта. В одноэтажном каменном здании мог бы разместиться ресторан для будущего ЖК.
Фото: Анна Коваленко, 66.RU |
---|
Памятники могут безрезультатно продаваться годами. В этом случае чиновники или снижают стоимость, или отдают их под другие цели. Краснокирпичный особняк на Вайнера, 16 после неудачных попыток получить за него хотя бы 4,4 млн рублей решили передать в безвозмездное пользование под штаб-квартиру сети креативных кластеров «Домна», куда заедут предприниматели из отраслей fashion, музыки, IT.
Стартовую стоимость архитектурного памятника определяет независимый оценщик. Исключение — разрушенные объекты, которые нужно восстанавливать практически с нуля. В этом случае есть практика отдавать недвижимость за символический 1 рубль. Такое, например, когда-то произошло с «Госпиталем Верх-Исетского завода», превратившимся в «Синара Центр» после двухмиллиардных инвестиций.
Еще в мэрии обсуждают возможность перемещения памятников — прежде всего объектов деревянного зодчества — на одну площадку. Для этого муниципалитет внес свои предложения, которые упрощают процедуру в федеральном законодательстве.
«В центре города есть несколько объектов деревянного зодчества. Нужны ли они там? Мы рассматриваем создание такой площадки, куда бы эти красивые домики перевозили. И там сделать что-то вроде деревни. А в центре города освободятся участки для их более эффективного использования», — сказал Игорь Сутягин.
Предполагается, что такая площадка должна обладать хорошей транспортной доступностью и располагаться недалеко от Екатеринбурга.
Еще на балансе муниципалитета находится много недвижимости, которая не имеет статус ОКН. В основном это подвальные помещения или неликвидные квартиры, оставшиеся после истечения договоров соцнайма. Но попадаются и ценные объекты.
За последний год горадминистрация продала несколько подобных зданий:
Три из четырех объектов приобрели системные девелоперы.
Кроме того, на продажу выставлены два корпуса на Челюскинцев, 5, которые относились к детской больнице. В сумме город за них просит более 30 млн рублей. Еще раньше стало известно о том, что «Брусника» обсуждает с региональными властями снос паллиативного отделения на Челюскинцев, 5, так как оно попадает в зону будущей застройки. Участок в 14,5 га под развитие компания получила в конце 2015 года. По условиям конкурса, девелопер должен расселить 24 дома.
Время от времени планы по использованию выкупленного муниципального имущества становятся причиной для городских конфликтов. К примеру, в 2020 году компания «Регент», связанная с хоккеистом Павлом Дацюком, приобрела руинированное одноэтажное кирпичное здание на Малышева, 40в и закрепленный за ним участок площадью 1832 кв. метра, а через год представила проект 30-этажного гостиничного комплекса на его месте (некоторые архитекторы на градсовете упрекнули девелопера за точечную застройку и большую плотность). Еще через месяц экскаватор сровнял с землей двухэтажный старинный дом на Малышева, 38б. Оно мешало нормальному въезду внутрь квартала к 100-метровой высотке.