Принимаю условия соглашения и даю своё согласие на обработку персональных данных и cookies.

Первое соглашение на строительство государственно-частной школы в Екатеринбурге подпишут до конца лета

1 июля 2021, 19:10
Первое соглашение на строительство государственно-частной школы в Екатеринбурге подпишут до конца лета
Фото: архив 66.ru
Школу на 935 мест на улице Котельникова «Атомстройкомплекс» планирует построить к 2023 году. Проект должен стать типовым — в будущем его можно будет множить и масштабировать.

Президент России Владимир Путин поручил, начиная с 2024 года, увеличивать жилищный фонд на 120 млн кв. метров в год. Для выполнения плана Екатеринбургу нужно увеличить объемы ввода вдвое и построить дополнительно как минимум 7,1 млн кв. метров, чтобы уложиться в президентский норматив. Проблема в том, что без социальной инфраструктуры развивать новые территории и расширять существующие районы невозможно.

Проблему дефицита мест в школах несколько лет вместе с застройщиками обсуждали власти Екатеринбурга и Свердловской области. Решить вопрос возможно с помощью государственно-частного партнерства (ГЧП). Изначально чиновники хотели, чтобы девелоперы строили социальные объекты за собственный счет. Однако никаких юридических и экономических обоснований этому не нашлось: федеральный закон прямо запрещает тратить вложения дольщиков на что-то, кроме жилья. После этого стороны начали прорабатывать финансовую модель ГЧП с учетом пожелания бизнеса. Первым, кто построит школу в рамках государственно-частного партнерства в Екатеринбурге, станет «Атомстройкомплекс». Как заявил на заседании комиссии Свердловского областного Союза промышленников и предпринимателей по инфраструктуре и развитию проектов ГЧП заместитель генерального директора компании Александр Копылов, соглашение о строительстве школы № 41 на улице Котельникова может быть заключено уже через месяц.

Александр Копылов, заместитель гендиректора «Атомстройкомплекса»:

— Два года назад инфраструктура стала отставать от общих темпов строительства. В бюджете стало не хватать средств на возведение школ и детских садов. Тогда мы приняли решение по применению механизмов ГЧП в сфере строительства социальной инфраструктуры. Мы взяли пилотный проект, 41-ю школу, — она должна стать той типовой и общедоступной моделью, которую можно масштабировать. На это мы потратили больше года и находимся на финише. В течение следующего месяца, я думаю, мы согласуем и в ближайшее время выйдем на подписание соглашения.

Одна из ключевых проблем, которая возникла при разработке механизма государственно-частного партнерства при строительстве школ и детских садов, — отсутствие гарантий. Уже ранее застройщик заявлял, что схема работы в рамках ГЧП требует конкретизации доли ответственности каждой стороны. По словам директора департамента государственно-частного партнерства Корпорации развития Среднего Урала Юрия Патанина, бизнес и власть договорились о том, какие стороны берут на себя.

Механизм государственно-частного партнерства выглядит так:

  • Частный партнер (застройщик) выполняет проектные работы, проходит госэкспертизу, строит здание и до окончания срока соглашения выполняет техническое обслуживание.
  • Публичная сторона (областные власти) после сдачи объекта в течение установленного срока компенсирует равными платежами затраты застройщика.
  • После окончания срока соглашения застройщик передает здание школы в собственность области.

При этом строительство социальной инфраструктуры в рамках ГЧП для застройщиков не становится источником прибыли, а позволяет развивать новые жилые кварталы. В этом отличие от ГЧП в других сферах, например в туризме, где не требуется бюджетного финансирования вообще. Или в ЖКХ, здравоохранении, туризме, спорте, где концессионер может получать прибыль. Всего в Свердловской области реализуется 70 концессионных соглашений. Пока сфера образования в России не является понятным для многих потенциальных концессионеров, а главное — доходным, бизнесом. Именно поэтому в Екатеринбурге так мало частных школ — их шесть на весь город.

Еще одна школа, которую построят в рамках государственно-частного партнерства в Свердловской области, — школа в Березовском. Стоимость проекта оценивается в миллиард рублей. Банковскую гарантию компании Brozex, как и в случае с «Атомстройкомплексом», предоставил Сбербанк. После завершения строительства инвестор, то есть Brozex, возьмет на себя обязательство по техническому обслуживанию школы в течение пяти лет. За это время Свердловская область должна рассчитаться и с инвестором, и со Сбербанком. Оба объекта планируется ввести в эксплуатацию в 2023 году.

Как рассказали 66.RU в Уральском банке Сбербанка, сейчас по согласованной Сбербанком форме концессионного соглашения в сфере образования реализуется 20 проектов. Схема выглядит так:

  • Продукт Сбербанка позволяет получить проектное финансирование на срок до 15 лет.
  • Общая сумма займа не должна превышать 70%–80% от бюджета проекта (за вычетом капитального гранта — средств концедента на этапе создания объекта соглашения).
  • Остальные средства — деньги инвестора.

Если проект школы № 41 будет успешно реализован, «Атомстройкомплекс» готов масштабировать этот эксперимент и аналогичным образом возвести в Свердловской области 18 школ, обеспечив ввод 20 625 новых мест до 2025 года. Кроме того, застройщик не исключает возможности применения механизма ГЧП для строительства других объектов социальной инфраструктуры, в том числе реконструкция набережной Исети, парков, строительства спортивных объектов.