Принимаю условия соглашения и даю своё согласие на обработку персональных данных и cookies.

Правительство возьмет кредиты, чтобы выполнить указ президента и построить в Екатеринбурге новые школы

10 июня 2020, 10:00
Правительство возьмет кредиты, чтобы выполнить указ президента и построить в Екатеринбурге новые школы
Фото: архив 66.ru
Если не заняться строительством и реконструкцией школ, то к 2025 году Екатеринбург столкнется с нехваткой как минимум 50 тыс. мест в классах. Пандемия коронавируса урезала и так дефицитный бюджет. Единственный вариант, который видят власти и бизнес, — государственно-частное партнерство. На то, чтобы составить проект, ушло больше года.

В Свердловской области разработали проект программы государственно-частного партнерства для строительства школ в регионе, об этом 66.RU рассказал источник, знакомый с ситуацией. В течение месяца документ будут рассматривать в правительстве. По его словам, только программа ГЧП позволит увеличить количество мест в школах и выполнить поручение президента Владимира Путина — ликвидировать вторую смену к 2025 году.

Своих денег на строительство школ городу не хватит

9 июня гордума Екатеринбурга окончательно утвердила корректировки в бюджет города на 2020 год. Из-за пандемии коронавируса дефицит казны вырос почти в два раза — до 3,3 млрд руб. Поэтому властям придется сокращать расходы, в том числе и на образование. В частности, финансирование программы «Создание новых мест в общеобразовательных организациях» сократилось на 158,8 млн рублей.

Сокращение финансирования может привести к тому, что Свердловская область не выполнит указ президента Владимира Путина — ликвидировать к 2025 году вторую смену во всех школах страны. Только в Екатеринбурге сейчас более 100 школ работают в две смены, то есть во второй половине дня учится каждый третий ребенок. Такие цифры приводит заместитель начальника департамента образования администрации Екатеринбурга Михаил Ладейщиков. По его подсчетам, к 2025 году потребуется 50 тыс. дополнительных мест и для этого нужно построить 35 больших новых школ и сделать капитальный ремонт еще 100 учебных заведений. В отчете, который подготовили Высшая школа экономики, УрФУ и АЦ «Эксперт» по заказу министерства экономики и территориального развития Свердловской области, сказано, что для того, чтобы ликвидировать вторую смену, потребуется как минимум 64 тыс. дополнительных мест.

В 2019 году мэрия Екатеринбурга разработала «тепловую карту» детских садов и школ с информацией о вместимости и сроках строительства. Здесь, в частности, опубликована информация о том, где до 2025 года и до 2035 года хотят построить детские сады и школы, и самые проблемные районы с максимальным дефицитом мест.

В планах администрации Екатеринбурга построить к 2021 году 21 школу. Однако простой математический расчет показывает, что денег для этого недостаточно. Если исходить из того, что 21 школа — это 18 325 новых мест, а строительство одного — 1,2 млн рублей, то только на общеобразовательные учреждения потребуется 22 млрд рублей или 4,3 млрд рублей ежегодно. По программе «Создание новых мест в общеобразовательных организациях» в 2019 году в казне было заложено 3 млрд рублей.

Бизнес и чиновники год пытаются договориться о механизмах ГЧП

Найти такую разницу негде. Год назад чиновники горадминистрации намекали на то, чтобы девелоперы готовились строить соцобъекты за собственный счет. Однако никаких юридических и экономических обоснований этому не нашлось: 214-ФЗ, который вступил в силу с 1 июля 2019 года, прямо запрещает тратить вложения дольщиков на что-то, кроме жилья. Даже если застройщик возводит дома на свои деньги, рентабельность проектов не позволяет профинансировать еще и школу.

Другой вариант, который обсуждали девелоперы и чиновники осенью 2019-го, — участие застройщиков в возведении школ. Планировалось, что девелоперы разработают план реконструкции 20 школ, пройдут госэкспертизу и передадут властям готовый проект, с которым можно заявляться на федеральное софинансирование. Такая модель — это компромисс между желанием горадминистрации переложить затраты на бизнес и позицией застройщиков, которые не обязаны тратить деньги на социальные объекты. Однако и эту схему реализовать не удалось.

В конце ноября 2019 года на заседании Комитета по строительству Свердловского областного союза промышленников и предпринимателей генеральный директор Корпорации развития Среднего Урала Максим Прачик презентовал модель создания общеобразовательных учреждений на территории Свердловской области с применением механизмов государственно-частного партнерства. Механизм ГЧП предполагает, что частный партнер (застройщик) выполняет проектные работы, проходит госэкспертизу, затем строит здание образовательного учреждения, после чего в течение оставшегося срока соглашения осуществляет техническую эксплуатацию объекта.

Однако такая схема ГЧП также не устраивает бизнес: у девелоперов другая бизнес-модель: построили, продали, вернули деньги и пошли строить новый объект. Застройщик не готов выполнять непривычную для себя роль в качестве партнера по развитию образовательного проекта — от идеи, воплощения и последующей эксплуатации, поскольку это дополнительные риски.

В конце прошлого года гендиректор КРСУ обещал проработать финансовую модель ГЧП с учетом пожелания бизнеса, однако с тех пор тема государственно-частного партнерства в публичном пространстве не всплывала.

По данным 66.RU, по поручению губернатора КРСУ совместно с «Атомстройкомплексом» подготовила и уже направила на рассмотрение в правительство Свердловской области пилотный проект строительства школы в рамках ГЧП. По закону в течение 30 календарных дней должны дать ответ. По словам источника, схема работы по программе выглядит так:

  • Частный инвестор получает так называемую инфраструктурную ипотеку и работает по принципу проектного финансирования. Специфика этого вида инвестирования состоит в том, что оценка затрат и доходов осуществляется с учетом распределения риска между участниками проекта.
  • Заключается два соглашение: двустороннее — между застройщиком и правительством и трехстороннее — между застройщиком, правительством и банком.
  • В течение инвестиционного периода (два года) частный инвестор строит школу и сдает в эксплуатацию. После этого правительство начинает рассчитываться по займам. Техническую эксплуатацию осуществляет застройщик.
  • В программе прописано страхование от возможных рисков: в банке существует резервный счет, на котором размещена сумма не меньше трех ежемесячных платежей по займу. Если правительство прекращает выплаты, вначале деньги снимают с этого счета, затем банк обращает взыскание на правительство области.

Какую именно и где строить школу, будет выбирать частный инвестор, рассказал 66.RU источник, знакомый с ситуацией. Принципа приоритетности в перечне, который составили министерство строительства совместно с министерством образования, нет. Главный вопрос — это процентная ставка, по которой в программу будут привлекаться средства.

В Корпорации развития Среднего Урала 66.RU рассказали, что вместе с представителями бизнеса и финансовых структур «удалось выработать общие принципы взаимодействия и запустить пилотный проект по строительству общеобразовательного учреждения».

Механизм ГЧП, как указано в ответе Корпорации, выглядит так:

  • Частный партнер в лице строительной организации выполняет проектные работы, проходит строительную экспертизу, строит здание и до окончания срока соглашения выполняет техническое обслуживание.
  • Школа осуществляет образовательную деятельность.
  • Публичная сторона после сдачи объекта в течение семи лет компенсирует равными платежами затраты частного партнера.
  • После окончания срока соглашения частная сторона передает здание школы в собственность публичной стороне.

В КРСУ добавили, что в июне была подана частная концессионная инициатива и при положительном решении о заключении соглашения школу могут начать строить уже в 2021 году. «В ближайшее время выходим в процесс переговоров с застройщиком, который планирует использовать механизм ГЧП при комплексной застройке территории», — сообщили в КРСУ.

Как работает схема ГЧП в других регионах

Строительство школ в рамках государственно-частного партнерства уже ведется в нескольких регионах страны, в том числе и в Уральском федеральном округе. В конце 2018 года в ХМАО-Югре подписали четыре концессионных соглашения по финансированию, проектированию, строительству и эксплуатации объектов образования. Они подготовлены с использованием «коробочных» решений Сбербанка. На строительство школ банк на льготных условиях выдал кредит на 3,5 млрд рублей.

Такой же механизм отработан в Нижегородской области. Там в рамках ГЧП ведется строительство образовательного комплекса «Школа 800» на 4550 мест, который будет включать три школы и детский лагерь. В роли инвестора выступает Группа компаний «Просвещение», в роли кредитора — Сбербанк. Из необходимых 6,9 млрд рублей 4,7 млрд рублей находят инвесторы и выдает банк, 2 млрд — деньги регионального и федерального бюджета. Заемные средства правительство Нижегородской области будет возвращать в течение 13 лет после ввода школы в эксплуатацию.

Как рассказали 66.RU в пресс-службе Уральского банка Сбербанка, сейчас по согласованной Сбербанком форме концессионного соглашения в сфере образования реализуется 15 проектов на сумму более 20 млрд рублей. В ближайшее время планируется заключить еще два соглашения на сумму более 3,5 млрд рублей.

В Уральском банке Сбербанка рассказали, как выглядит схема:

  • Продукт Сбербанка позволяет получить проектное финансирование на срок до 15 лет.
  • Общая сумма займа не должна превышать 70%–80% от бюджета проекта (за вычетом капитального гранта — средств концедента на этапе создания объекта соглашения).
  • Остальные средства — деньги инвестора.
  • Деньги банка должны быть направлены на расходы капитального характера: в типовом варианте финансирование банком проекта начинается на этапе строительства после получения положительного заключения госэкспертизы проектной документации, других необходимых разрешений и подписания прямого соглашения между концедентом, концессионером и банком.

«Использование такого финансирования является существенно более привлекательным механизмом получения кредитных ресурсов по сравнению с бюджетным кредитом: не происходит прямого обременения бюджета, а удорожание меньше, чем в случае поступательного привлечения строителя и оператора. Более того, банк контролирует не только строительную и технологическую составляющие проекта, но и целевое использование инвестиций, что существенно повышает шансы на завершение проекта в срок и непревышение бюджета», — рассказали в пресс-службе.

Что касается Свердловской области, то, заявляют в Сбербанке, они взаимодействуют как с региональным правительством, так и с КРСУ, и с локальными потенциальными инвесторами. Из-за непростой экономической ситуации, с которой столкнулись даже крупные застройщики, актуален вопрос снижения объема средств, которые должен привлечь концессионер: «Возможным вариантом решения этого вопроса является привлечение средств концедента на этапе создания объекта соглашения в виде капитального гранта. Кроме того, потенциальные инвесторы, как и банк, готовы осуществлять финансирование проектов на условиях возвратности и платности с учетом доходности, обеспечивающей безубыточность вложений. К примеру, в Ханты-Мансийском автономном округе — Югре ставка, исходя из которой рассчитывается стоимость инвестиций концессионера (в том числе в виде кредитных средств банка), составляет 10% годовых».