Принимаю условия соглашения и даю своё согласие на обработку персональных данных и cookies.

«Нужно конкретизировать зоны ответственности». Бизнес и власть пытаются договориться о строительстве школ

16 декабря 2019, 12:35
«Нужно конкретизировать зоны ответственности». Бизнес и власть пытаются договориться о строительстве школ
Фото: Антон Буценко, архив 66.RU
Государственно-частное партнерство, считают правительство Свердловской области и администрация Екатеринбурга, должно решить проблему нехватки мест в учебных заведениях. Но пока финансовая модель взаимодействия находится в стадии проработки. Существующий же механизм ГЧП неприменим в сфере образования, поскольку на долю частных школ приходится менее 2%.

Механизм использования государственно-частного партнерства при строительстве школ правительство Свердловской области озвучило еще в 2017 году. Создание 100 тыс. новых учебных мест тогда оценили в 100 млрд рублей, часть из них должен был дать частный инвестор, а государство бы вернуло после ввода в эксплуатацию.

Чисто теоретически это выглядит красиво: область в рамках одного бюджетного периода получает необходимое количество соцобъектов и решает проблему с переполненностью и второй сменой, а застройщик — добавочную стоимость жилья, если в пешей доступности от его комплекса есть школа. Пока эта схема работает не очень эффективно. Как можно привлечь частные инвестиции в сферу образования, 66.RU рассказали сами девелоперы.

Опыт ГЧП в Свердловской области

Свердловская область — один из регионов-лидеров по уровню развития государственно-частного партнерства. Объем инвестиций в проекты на условиях ГЧП близится к 33 млрд рублей. Правда, большинство из них связаны с ЖКХ и дорожным строительством. Причина в том, что на коммунальных объектах и дорогах можно легко и понятно заработать, поясняют эксперты. В этих сферах сложилась понятная финансовая модель с рабочим бизнес-планом, количеством потребителей, установленными тарифами. Инвестор, который вкладывает свои деньги в прокладку трубы, а потом ею управляет, точно знает, сколько заплатит на старте и сколько получит в итоге. В итоге муниципалитет получает необходимые коммуникации, а инвестор — гарантированный доход.

Сферы интереса для бизнеса

Постепенно механизм ГЧП развивается и в социальных сферах. Но только там, где можно построить предсказуемую бизнес-модель, — в здравоохранении и спорте. В обоих случаях участником государственно-частного партнерства выступает не строитель, а профильный бизнес — частная клиника или фитнес-центр.

Перенести эту экономическую модель на школы невозможно, объясняет руководитель направления стратегического развития компании «Атомстройкомплекс» Надежда Абакумова. Пока сфера образования в России не является понятным, а главное, доходным бизнесом. Этот факт подтверждает маленькое количество частных школ в Екатеринбурге — шесть штук, — хотя спрос на качественное образование очень велик.

Почему бизнес не строит школы

Поскольку трехстороннее сотрудничество в рамках ГЧП — с привлечением эксплуатанта — невозможно, то инициатором должен выступать тот, кто впоследствии будет управлять объектом. В случае со школами застройщик не готов пойти на такой шаг. У девелоперов другая бизнес-модель: построили, продали, вернули деньги и пошли строить новый объект. Застройщик не готов выполнять непривычную для себя роль в качестве партнера по развитию образовательного проекта — от идеи, воплощения и последующей эксплуатации, поскольку это дополнительные риски.

Еще об одном риске для застройщиков на заседании комитета по строительству Свердловского областного Союза промышленников и предпринимателей (СОСПП) рассказал его председатель, генеральный директор НП «Управление строительства «Атомстройкомплекс» Валерий Ананьев. По его словам, схема работы в рамках ГЧП требует конкретизации доли ответственности каждой стороны.

Валерий Ананьев, генеральный директор «Атомстройкомплекса»:

«Нужно конкретизировать зоны ответственности». Бизнес и власть пытаются договориться о строительстве школ

— Принимая на себя такие обязательства, мы должны понимать, что если в период действия соглашения произойдут изменения в законодательстве или в ходе реализации федеральной программы финансирования, застройщик не окажется крайним в этой цепочке. Чтобы предметно обсуждать механизм ГЧП, необходимо понять, как именно будет защищен от рисков частный партнер.

Как привлечь бизнес в сферу образования

В министерстве образования Свердловской области считают, что именно ГЧП позволит региону выполнить поставленную задачу по переходу на односменное обучение и установке национального проекта «Образование». Но пока однозначного решения вопроса о государственно-частном партнерстве в сфере образования нет, хотя в строительстве школ заинтересованы и государство, и девелоперы.

Максим Прачик, генеральный директор Корпорации развития Среднего Урала:

— Мы подготовили соглашение о государственно-частном партнерстве, а также проработали финансовую модель для строительства школ на территории области. Презентация модели позволила получить обратную связь от застройщиков, мы учтем это в своей работе.

Есть несколько вариантов решения вопроса о строительстве школ в рамках ГЧП, которые предлагают стороны. Два из них связаны с созданием частных общеобразовательных учреждений:

  • Идеальная модель может выглядеть так: оператор частных школ обращается к городским властям, вместе с ним выстраивает образовательную часть, находит консенсус, обращается к застройщику — который фактически будет наемным работником у того, кто ведет проект. То есть финансировать в частного партнера, но не в сам проект. Главная задача — найти такого профессионального эксплуатанта.
  • Или сделать бизнес-модель по управлению частными школами в Свердловской области интересной для потенциального партнера. Пока зарабатывают на образовании лишь 850 частных школ — 2% от общего числа по всей России. В 2016 году средний годовой чек в расчете на одного учащегося частной школы составил 254 тыс. рублей в год. Это не считая стартового взноса. Например, пять лет назад за поступление в гимназию № 212 «Париж» в Екатеринбурге родители платили по 200 тыс. рублей. Однако судя по тому, что число частных учебных заведений не растет, пока зарабатывать на школьном образовании в России сложно.

Поскольку рынок частных школ в Екатеринбурге, да и в целом в России, еще развит слабо, существует несколько компромиссных направлений, в рамках которых могут совместно работать бизнес и власти:

  • Отдавать под начальные школы, где не требуется специализированных кабинетов, огромные площади в стилобате и на первых этажах. В этом случае не придется строить отдельного помещения за миллиард и занимать отдельный участок земли.
  • Реконструировать уже имеющиеся учебные здания, чтобы решить нехватку мест. Например, можно выносить второстепенные помещения в пристрой, а освободившиеся площадки отдавать под дополнительные классы. Однако этому препятствуют существующие нормы СанПиН. «Это устаревший документ, который во многом противоречит сегодняшним реалиям. Мы должны четко сформулировать вместе с экспертизой, что нам сегодня мешает осуществлять реновацию старых школ», — считает Валерий Ананьев.

Несмотря на существующие сложности, и бизнес, и власти заявляют о своей готовности участвовать в ГЧП по строительству школ. Участники строительного комитета СОСПП заявили о готовности создать Координационный совет при министерстве строительства, который будет организовывать взаимодействие всех участников строительного процесса при решении важных для отрасли вопросов. В том числе совет сможет курировать действия по проработке эффективного механизма строительства школ в рамках ГЧП.