Принимаю условия соглашения и даю своё согласие на обработку персональных данных и cookies.

Короли муниципального заказа: кто строит дороги, детские сады и школы Екатеринбурга

20 апреля 2021, 10:20
Короли муниципального заказа: кто строит дороги, детские сады и школы Екатеринбурга
Фото: архив 66.RU
За время мэрства Александра Высокинского городской бюджет потратил более 15 млрд рублей на строительство социальной и дорожной инфраструктуры. Две трети этой суммы освоили четыре компании.

Глава Екатеринбурга Алексей Орлов закончил формировать команду. Одним из последних мэрию покинул вице-мэр по вопросам капитального строительства Алексей Бирюлин, который, как считается, был ближайшим соратником Александра Высокинского. Прокуратура изобличила прежних управленцев в том, что они создавали неравные условия для участников строительного рынка. Это касается утверждения проектов планировки — ключевого документа для начала строек. Однако строительный блок не только выдает граддокументацию, но и может косвенно влиять на распределение муниципальных подрядов.

Профильный вице-мэр курирует комитет по строительству, для которого, в свою очередь, МКУ «Управление капитального строительства» — заказчик бюджетных строек в городе — является подведомственным учреждением. Мы отследили, кто получал заказы на строительство школ, детсадов и дорог за три года работы команды Александра Высокинского.

Короли муниципального заказа: кто строит дороги, детские сады и школы Екатеринбурга
Фото: Анна Коваленко, 66.RU

Школы

Самой капиталоемкой частью муниципальных контрактов оказалось строительство школ. В 2018-2019 годах в городе их не хватало, поэтому чиновники бросили силы (и бюджет) на то, чтобы обеспечить новые микрорайоны школьными местами. Больше всего на этом заработала одна компания — «Стройтэк».

Застройщик победил в пяти конкурсах на возведение образовательных учреждений. Общая сумма подрядов — 4,95 млрд рублей. Любопытно, что два объекта — в квартале «Близкий» Академического и «путинская школа» на Широкой Речке — удачно расположены вблизи от новостроек «Стройтэка».

Компания также участвует и в аукционах, организованных областью. Так, она построит в Солнечном Центр художественной и эстетической гимнастики за 1,48 млрд рублей. Еще один источник заработка — продажа служебного жилья для работников прокуратуры (5,2 млн рублей).

Короли муниципального заказа: кто строит дороги, детские сады и школы Екатеринбурга
Фото: официальная документация проекта

Рендер Центра художественной и эстетической гимнастики в Солнечном

Основателем и главой ГК «Стройтэк» является Владимир Копылов — почетный строитель РФ и член городской общественной палаты с 2018 года. Организация на хорошем счету у крупных девелоперов и госзаказчиков: она стабильно входит в список добросовестных подрядчиков, а также реализовала важные проекты — станцию метро «Ботаническая» и Музей истории России.

Другие компании смогли заключить по одному контракту. ГК «Астра» построит школу на 530 мест стоимостью 628 млн рублей в квартале на Советской — Блюхера. Олег Исмагилов, один из учредителей юрлица, открыл салон мототехники под брендом «БайкХаус». Как и «Стройтэк», «Астра» заслужила хорошую репутацию. В портфеле собственных проектов — ЖК mART, «Белый парус» и «Седьмое небо».

«Гранд-Строй» получил заказ на возведение корпуса школы № 167 на улице Фрезеровщиков за 607 млн рублей. Тот самый объект, где произошло обрушение в апреле прошлого года. Ранее фирма работала на генподряде при строительстве комплексов «Ботанический сад» и «Светлый», а также за бюджетный счет достроила ЦГКБ № 1.

Директор и единственный учредитель Олег Ярулин в прошлом — председатель правления ТСЖ «Галактика», обслуживающего одноименный коттеджный поселок в районе Чусовского тракта (бенефициары — Сергей Клименко и Сергей Лекомцев).

Кроме того, еще один контракт забрала «Екатеринбургская градостроительная компания» (субподрядчик на стройках «Парк Хауса», «Экспо-Центра» и «Гринвича»). Она соорудит пристрой к лицею № 173 на Народной Воли.

Детсады

Четыре дошкольных учреждения построит один из крупнейших застройщиков Екатеринбурга — «Атомстройкомплекс». Общая сумма заказов — 933 млн рублей. Один из них уже открылся, второй только строится в Академическом, третий расположен в Солнечном, а еще один — на Химмаше. Корпорация также выиграла тендер на реконструкцию здания на Вайнера под «Эрмитаж-Урал». Сейчас она претендует на реконструкцию двух памятников конструктивизма — гостиниц «Исеть» и «Большой Урал».

Короли муниципального заказа: кто строит дороги, детские сады и школы Екатеринбурга
Фото: предоставлено 66.RU "Атомстройкомплексом"

Садик «Атома» в Академическом

Глава «Атома» Валерий Ананьев возглавляет строительный комитет Свердловского областного союза промышленников и предпринимателей — главного лоббистского бизнес-объединения в регионе — и входит в правление Фонда поддержки филармонического оркестра.

Тендеры на создание двух детсадов получила уже упоминавшаяся выше «Астра». Сумарный объем бюджетного финансирования — 515 млн рублей. По одному объекту досталось «Стройтэку», «Гранд-Строю», «Екатеринбургской градостроительной компании» и СК «УКС Каменскстрой».

Дороги

Подавляющее большинство дорожных подрядов разделили две компании — ГУДСР и «Трест Уралтрансспецстрой». ГУДСР заключило контракты на 2,94 млрд рублей, УТСС — 2,23 млрд рублей.

ГУДСР проложит улицы в Академическом (два участка), Солнечном, реконструирует Новосибирскую вторую, ведущую в микрорайон, и реконструирует Макаровский мост. Помимо крупных дорожных строек, ГУДСР занимается и ремонтом. Фирма выиграла три аукциона, организованные МКУ «Городское благоустройство», на 679 млн рублей.

Как следует из сервиса «Контур.Фокус», ГУДСР учредили Андрей Семенов, Александр Осинцев и Андрей Козловский. Также они являются деловыми партнерами в управляющей компании развлекательного центра «Луна». Доля в 10% есть у депутата гордумы Павла Пустозерова. В 2018 году он зарегистрировал доход в 5,4 млн рублей и Toyota RAV4, через год — BMW X5. Его супруга — 1,9 и 3,7 млн рублей соответственно (а в 2019 году еще и BMW X4).

Вместе с трестом «Уралтрансспецстрой» ГУДСР учредило ассоциацию «Предприятия дорожной отрасли Урала».

Короли муниципального заказа: кто строит дороги, детские сады и школы Екатеринбурга
Фото: предоставлено 66.RU "РСГ-Академическое"

Проспект Академика Сахарова

УТСС занимается строительством улично-дорожной сети в Новокольцовском, Академическом (на одном из объектов компания должна построить еще и очистные сооружения и мост), а также капремонтом ул. Московской. УТСС регулярно достаются жирные подряды от областных заказчиков на участки трасс и ЕКАД (в сумме — 1,34 млрд рублей).

Основным владельцем треста считается Дмитрий Головин. Известно, что он вместе с другими уральскими бизнесменами спонсирует волейбольный клуб «Уралочка».

Уфимский «Уралмостострой» получил заказ на строительство Александровского бульвара (821 млн рублей), ООО «Строймонтаж» — в Академическом (199 млн рублей), «Атомстройкомплекс» — на обновление Московской (178 млн рублей).

Кроме того, как выяснили коллеги из «Нового дня», большую сумму дорожные компании зарабатывают на дорожном ремонте. ГУДСР с 2017 года смогло получить контракты на 2,55 млрд рублей, УТСС — на 2,32 млрд рублей.

Еще один крупный подрядчик — «Уралдортехнологии» — выиграл тендеры на 1,26 млрд рублей. Компания встроилась в «дорожный» рынок Екатеринбурга в 2019 году, а до этого занималась в основном областными трассами. Как уточняет издание, ее учредителем был Роман Жданов, знакомый Александра Сидоренко, который возглавлял минтранспорта Свердловской области. И он же стал инициатором уголовного дела, возбужденного в отношении Сидоренко.

В 2019 году «УралДорТехнологии» в рамках нацпроекта «Безопасные и качественные автомобильные дороги» отремонтировали дорогу на Шефской, получив контракт без торгов и снижения стоимости. В августе Шефская несколько раз затапливалась после ливней.