Принимаю условия соглашения и даю своё согласие на обработку персональных данных и cookies.

Екатеринбург производит современные трамваи, но все они уезжают в другие города. Почему так?

1 июня 2021, 15:54
Екатеринбург производит современные трамваи, но все они уезжают в другие города. Почему так?
Фото: архив 66.ru
В бюджете Екатеринбурга и Свердловской области нет денег на обновление трамвайного парка города. Вместо вагонов город закупает низкопольные зеленые автобусы. Где другие муниципалитеты находят средства на электротранспорт и почему городская администрация не может поступить так же — в материале 66.RU.

Екатеринбург — город, где производят и испытывают трамваи. После обкатки новинки разъезжаются по другим городам. Сегодня большая часть екатеринбургского трамвайного парка — чешские «Татры», средний возраст которых — 30–40 лет. С 2014 года город купил у «Уралтрансмаша» 17 трамваев, последнюю партию — в 2018 году. После этого глава Екатеринбурга Александр Высокинский собирался приобрести для города еще 60 новых трамваев, но что-то пошло не так. На презентации вагона модели 71-418 вице-мэр Алексей Бубнов сообщил, что в бюджете денег на обновление трамвайного парка нет.

Зато трамваи «Уралтрансмаша» и «Синары» закупают другие города, находя на это деньги в бюджетах разных уровней.

Куда уезжают трамваи после испытаний в Екатеринбурге

Челябинск. 30 трамваев

В апреле 2021 года холдинг «Синара — Транспортные Машины» заключил соглашение на поставку до конца года 30 частично низкопольных трамваев общей стоимостью 1,59 млрд рублей. Деньги из регионального бюджета выделили власти Челябинской области.

Омск. 24 трамвая

В декабре 2020 года «Уралтрансмаш» выиграл конкурс на поставку 24 вагонов. На эти цели из регионального и федерального бюджетов потратят 688 млн рублей.

Нижний Новгород. 11 трамваев

«Уралтрансмаш» по лизинговой схеме поставит в Нижний Новгород 11 ретро-трамваев, которые прошли обкатку в Екатеринбурге. Цена контракта — 946 млн рублей. Тендер горадминистрации выиграла компания «Сбербанк лизинг». Муниципалитет будет расплачиваться за трамваи пять лет. Деньги нашли в городском бюджете.

Казань. 13 трамваев

В 2019 году МУП «Метроэлектротранс» Казани закупил 13 трамваев производства «Уралтрансмаш». Их купили со скидкой по программе субсидирования правительством РФ производителей электротранспорта. Всего на вагоны потратили 340 млн рублей. В 2017-2018 годах Казань уже купила у холдинга 27 новых трамваев.

Нижний Тагил. 3 трамвая

Даже Нижний Тагил в 2020 году получил из бюджета Свердловской области субсидию на покупку у «Уралтрансмаша» трех полностью низкопольных трамваев, на них потратят 112 млн рублей.

Где Екатеринбургу взять деньги на новые трамваи

Получить по федеральной программе

Своих денег на закупку трамваев у Екатеринбурга нет. Последние пять вагонов город получил в основном благодаря региональному бюджету. В ответ на запрос 66.RU в департаменте транспорта мэрии сообщили, что в рамках программы «Обновление подвижного состава наземного пассажирского общественного транспорта в 20 крупнейших агломерациях» правительства области и города отправляли заявку на участие в ней Екатеринбургской агломерации. Планировалось, что Екатеринбург сможет на льготных условиях купить 150 низкопольных газомоторных автобусов и 80 трамваев. Эта заявка была удовлетворена частично — в ноябре 2020 года город приобрел 57 низкопольных автобусов.

В 2021 году в рамках нацпроекта «Безопасные и качественные дороги» город планирует купить еще 60 автобусов. Будет ли Екатеринбург снова заявляться на льготы для приобретения трамваев, в мэрии не уточнили.

Шансы получить деньги на электрический транспорт по нацпроекту выше у городов с более развитой инфраструктурой (протяженность сетей городского электротранспорта и увеличение сетей в последние 10 лет, протяженность выделенных полос и обособленных трамвайных линий).

Найти концессионера

Еще один вариант обновления парка — отдать общественный транспорт в частные руки. Про поиск концессионера власти Екатеринбурга и области говорят уже как минимум пять лет. Летом 2018 года было заявлено, что замена трамваев и троллейбусов будет реализована с применением механизмов концессии и привлечением частных инвестиций. Тогда глава администрации Александр Якоб обещал, что разработку концепции закончат в 2019 году. Позже сроки переносили на начало 2020 года, лето 2020 года и конец 2020 года — 22 декабря губернатор Свердловской области Евгений Куйвашев объявил, что договор заключат в 2021 году, однако более точные сроки называть не стал.

Проблема в том, что у администрации Екатеринбурга, даже при поддержке правительства Свердловской области, недостаточно денег, чтобы участвовать в концессии.

«Учитывая, что передача в концессию горэлектротранспорта — это большой проект, требующий значительных финансовых затрат и который без поддержки федерального бюджета администрации Екатеринбурга и правительства Свердловской области невозможен, в настоящее время правительством РФ прорабатывается вопрос выделения капитальных грантов для заключения концессионных соглашений на пассажирский транспорт», — рассказывал 66.RU заместитель главы Екатеринбурга Алексей Бубнов.

Ожидается, что согласно концессионным соглашениям инвестор займется заменой подвижного состава, а федеральные средства будут направлены на обновление инфраструктуры — ремонт рельсов и контактной сети, внедрение интеллектуальных транспортных решений.

Один из наиболее вероятных концессионеров — «Группа Синара». Предприятие бизнесмена Дмитрия Пумпянского в 2018 году подписало с администрацией Екатеринбурга и правительством Свердловской области тройственное соглашение о сотрудничестве в сфере общественного электротранспорта. В июле 2020 года холдинг «Синара — Транспортные Машины» (СТМ) приобрел 49% предприятия «Вагонмаш», расположенного в Санкт-Петербурге, и начнет выпускать трамваи. Опытный образец компания намерена представить в 2021 году. Кроме того, компания заключила соглашение с «Уралтрансмашем» о производстве трамваев для Екатеринбурга (одно из условий получения в концессию «Гортранса» — местная сборка).

А пока вопрос с Екатеринбургом окончательно не решен, «Синара» договаривается о сотрудничестве с другими регионами:

  • модернизирует за 27,6 млрд рублей трамвайную сеть Уфы;
  • восстанавливает трамвайную сеть в Таганроге, закупает оборудование и 60 трамваев на 11,8 млрд рублей (из них 9,2 млрд рублей инвестирует «Синара-ГТР Таганрог»;
  • ведет переговоры о концессии в Копейске. Объем инвестиций может составить 4 млрд рублей. Соглашение еще не заключено.

Также без инвестора пока остается проект строительства трамвайной ветки в Академический. Власти Екатеринбурга планируют заключить концессионное соглашение, но в настоящий момент работы по проекту ведутся за счет бюджета.

Есть и положительный опыт. Другой трамвайной ветке — от Екатеринбурга до Верхней Пышмы — инвестора найти удалось. В мае было заключено концессионное соглашение с компанией «Верхнепышминский трамвай» (входит в группу «Мовиста Регионы», по данным Znak.com, бенефициар ООО «Группа Мовиста» — бизнесмен Андрей Бокарев, он же совладелец «Трансмашхолдинга»). Документ предусматривает проектирование и строительство высокотехнологичного депо в Верхней Пышме, а также приобретение 11 односекционных низкопольных трамваев. После завершения работ инвестор сможет эксплуатировать маршрут в течение следующих десяти лет.

Сколько вообще нужно средств на электротранспорт Екатеринбурга? Если брать планы экс-мэра Александра Высокинского (минимум 60 новых вагонов), то затраты составят порядка 1,2 млрд рублей, при том что на всю систему общественного транспорта города в год выделяется 1,5 млрд рублей. На самом деле новых вагонов нужно значительно больше, потому что замены требует как минимум две трети вагонного парка Екатеринбурга.