Принимаю условия соглашения и даю своё согласие на обработку персональных данных и cookies.
Согласен

«Декриминализация и пандемия»: в Свердловской области на треть выросло число жертв домашнего насилия

28 апреля 2021, 15:50
Фото: Настя Кеда, 66.RU
Преступления внутри семьи совершают не только мужчины – домашние тираны, но также женщины и дети. Эксперты считают, что пандемия развязала руки насильникам. Чтобы изменить тенденцию, считают они, необходимо принять закон о домашнем насилии. По словам уполномоченного по правам человека в Свердловской области, принять его могут уже в конце этого года.

Старший инспектор Управления организации деятельности участковых уполномоченных полиции и подразделений по делам несовершеннолетних ГУ МВД России по Свердловской области Наталья Николаева говорит, что по итогам 2020 года на учете по бытовым преступлениям в регионе состояло более 1600 человек.

«По итогам 2020 года было раскрыто более 4000 преступлений в сфере семейно-бытовых отношений. Половина из них — в отношении женщин», — уточнила она.

По словам Николаевой, часто преступники действовали под действием алкоголя — в 70% случаев.

Уполномоченный по правам человека в Свердловской области Татьяна Мерзлякова рассказала, что в прошлом году домашнему насилию стали чаще подвергаться женщины от 31 до 41 года.

«По статистике областного суда, в 2020 году на первое место среди жертв домашнего насилия — 447 человек — вышли женщины от 31 до 41 года. Раньше этому подвергались более молодые девушки. В числе жертв также есть и дети — это очень печально. Но печально и то, что шестеро детей — от 14 до 18 лет — совершили преступления в отношении женщин и стариков», — говорит она.

По данным президента межрегиональной общественной организации по содействию семьям с детьми в трудной жизненной ситуации «Аистенок» Ларисы Лазаревой, число обращений в организацию увеличилось на треть по сравнению с 2019 годом. В 2020 году, по ее словам, обратились 396 человек: 200 человек из них — дети, 179 женщин, 17 мужчин. 85% от общего числа обращений связаны с насилием, в том числе физическим.

«Легче проработать травму одного мужчины, чем спасать пять его жен»

Директор центра поддержки инициатив в области семьи, материнства, отцовства и детства «Урал», а также руководитель психологической службы кризисного центра, эксперт Ассоциации кризисных центров России Ольга Селькова считает, что рост числа случаев домашнего насилия связан не только с пандемией, но и с декриминализацией побоев, которая произошла в 2017 году.

«Декриминализация и пандемия развязали руки [домашним насильникам]. Это как в новогодние праздники — сидят дома, люди сбрасывают напряжение в семье, калечатся дети, а после этого у нас в центрах идет всплеск обращений. А сейчас еще 10 дней майских праздников объявили», — рассказала она.

Селькова добавила, что сейчас, благодаря сотрудничеству с ГУФСИН, удалось создать программу по управлению гневом для домашних тиранов.

«Уже прошло 4 группы, 40 человек. Все эти мужчины сами очень травмированы — когда они были мальчиками, на их глазах истязали, били, насиловали и даже убивали мам. С ними никто об этом никогда не говорил. Мы с ними занимаемся три месяца. После этого в 100% случаях у них уходит насилие в отношение детей и в 70% — в отношение женщин», — уточнила эксперт.

Известны случаи, когда женщины, защищаясь от насилия со стороны партнера, попадают в тюрьму за убийство. Так, например, в 2018 году команда центра провела опрос таких женщин и выяснила, что больше половины (60% из 39 опрошенных) подвергались домашнему насилию. Мало того, три осужденные женщины в день убийства обращались в полицию за помощью.

Насилие в отношение мужчин тоже растет

Число преступлений, совершенных женщинами, также растет — сейчас их доля составляет 20%. По словам Ольги Сельковой, наиболее часто бытовое насилие практикуют те, кто рос в неблагополучной семье.

«Чаще всего мужчины обращаются из-за психологического насилия со стороны жены. Например, из-за требований выхода на работу. До рукоприкладства, какому в других семьях подвергаются женщины, здесь не доходит», — говорит директор «Аистенка».

Как отмечает уполномоченный по правам человека, есть и другие причины, по которым мужчины обращаются за помощью.

«К нам чаще обращаются по теме, что жить невозможно, потому что «она распускает руки» или «она пьет». А еще они очень боятся, что при разводе они потеряют возможность общения с ребенком. В таких случаях мы пытаемся работать с опекой и психологами», — уточнила Селькова.

«Закон о домашнем насилии востребован в нашей действительности»

Уполномоченный по правам человека в Свердловской области считает, что России необходим закон о домашнем насилии.

«Если еще какое-то время не будет принят подобный закон, семья в России будет рушиться. Число жертв среди женщин, мужчин, детей, стариков растет. У Совета по правам человека однозначная позиция, что над этим законом надо работать», — говорит Татьяна Мерзлякова.

Омбудсмен напомнила, что в марте в Совете по правам человека при президенте создали рабочую группу, которая будет заниматься «усовершенствованием закона». Председателем группы назначили директора АНО «Авторский центр «Мир Семьи» Ирину Киркору.

По словам уполномоченного, закон могут принять уже к концу 2021: «Совет Федерации проявляет внимание к этому закону, потому что понимает, что он, к сожалению, востребован в нашей действительности».

  • 66.RU ранее рассказывал, что с начала пандемии женщины стали заявлять о домашнем насилии в 2,5 раза чаще. Ежедневно общественные организации стали получать по несколько писем и звонков пострадавших от тиранов в семье.
  • Кроме того, за год в России на почве ненависти убивают 1500 женщин. В Свердловской области до середины 2020 года в СМИ попало 29 сообщений об убийстве женщин. При этом стоит учитывать, что эти цифры далеки от реальности, так как многие предпочитают не сообщать об инцидентах.