Принимаю условия соглашения и даю своё согласие на обработку персональных данных и cookies.

Мужчин тоже насилуют и бьют, но об этом не говорят. Три истории из кризисного центра

9 декабря 2020, 18:04
Мужчин тоже насилуют и бьют, но об этом не говорят. Три истории из кризисного центра
Фото: Анна Коваленко, 66.RU
В России жертвами психологического, сексуального и физического насилия становятся не только женщины, но и мужчины. При этом последние реже рассказывают о случившемся и не обращаются за помощью из-за сложившихся стереотипов. Фонд «Птицы» запустил специальный бот для мужчин, где они могут рассказать о своих проблемах. За первые дни работы бота центр уже получил столько же обращений, сколько раньше приходило за полгода.

Благотворительный фонд помощи жертвам насилия «Птицы» базируется в Санкт-Петербурге. В фонде работают примерно 20 человек. Здесь жертвам предоставляют временное убежище, а люди со всей России в онлайн-режиме получают правовую и психологическую помощь.

В начале декабря фонд анонсировал запуск бота в Telegram, который предназначен для оказания помощи мужчинам-жертвам насилия. В нем жертва связывается со специалистом — он выслушает проблему и решит, что делать в каждой конкретной ситуации.

Как рассказала 66.RU основательница фонда Наталия Никифорова, организация всегда предполагала оказание помощи не только женщинам, но и мужчинам.

Наталия Никифорова, основательница кризисного центра «Птицы»:

— Нам все равно, какого пола, какой ориентации, какого гражданства человек. Издеваться нельзя ни над кем — это аксиома. Сейчас решили акцентировать внимание на этом, так как о проблемах мужчин в сфере насилия не принято говорить в обществе и их как будто нет совсем.

По словам Наталии, до пандемии в центр от мужчин поступало одно обращение примерно в два-три месяца. С начала самоизоляции — одно-два обращения в месяц, и с тех пор число постоянно растет. «К осени в центр стали обращаться по три раза в месяц. После того как мы выпустили первые статьи про мужчин и про то, что у них тоже есть проблемы — стало по четыре-пять обращений. За последние два дня — с момента запуска отдельной линии для мужчин — мы уже получили три обращения».

При этом здесь не учитывается ряд случаев, когда мужчины обращаются в центр через своих знакомых и волонтеров. Так что реальное число нуждающихся в помощи выше.

Все эти обращения в итоге передали психологам. «То есть мужчины не обращаются ни за материальной поддержкой, ни за юридической. Им не нужно жилье — им нужен психолог, чтобы разгрести то, что в голове накопилось», — объясняет Наталия Никифорова.

С какими видами насилия сталкиваются мужчины

По словам основательницы центра, мужчины сталкиваются ровно с таким же насилием, как и девушки. Есть жертвы психологического насилия. «У нас был случай, когда обратился парень, который поссорился с девушкой. Она хотела ему отомстить. Нашла нового мужчину, стала с ним жить и вместе с ним устроила бывшему молодому человеку травлю».

Также они подвергаются физическому насилию. Редко это бывает со стороны девушек. «Барышня не будет набрасываться с кулаками. Но она может надавать пощечин, накричать, покусать и поцарапать», — объясняет Наталия.

Как правило, мужчины могут получить серьезный вред здоровью от других мужчин. «Например, к нам обратился парень, который вернулся из армии инвалидом. Пока он служил, его отчим потерял работу, начал пить и бить маму. Парень вступался и получал сам. Причем отчим вроде бы его всю жизнь воспитывал, и непонятно, как человек мог резко измениться. Но главная проблема в том, что теперь этот парень понемногу теряет мировосприятие — что такое хорошо, что такое плохо. Привычный мир рушится».

Более того, мужчины становятся жертвами сексуального насилия. Многие из них подвергаются этому еще в детстве, но долгое время никому не рассказывают, так как «это не по-мужски». Также это происходит и во взрослом возрасте. «Был один совершенно страшный случай — мужчина стал жертвой сексуального насилия [со стороны другого мужчины] в уже взрослом возрасте из мести. Такой способ наказания вообще считается самым страшным, из какой-то тюремной культуры. Поэтому про это никому не рассказывают. Мы тогда очень боялись, потому что у нас мужчина был просто на грани суицида», — вспоминает Наталия.

Как насилие над мальчиками в детстве превращает их в тиранов

Наталия Никифорова также отмечает, что зачастую оказывается, что агрессоры, которые бьют своих жен, раньше сами подвергались насилию в семье. «Может, его били мама, отец или отчим? Такой мальчик вырастает, но у него эта база, с которой он рос, никуда не девается и несет за собой такие последствия. Про это написано очень большое количество криминологических диссертаций», — рассказывает руководитель «Птиц».

Недавно в Екатеринбурге появилась коррекционная программа домашних тиранов «Снижение агрессивности и управление гневом», которую создала руководитель психологической службы кризисного центра «Екатерина» Ольга Селькова. Прохождение программы назначают решением суда. Здесь агрессоров учат управлять эмоциями, проводят консультации по повышению самооценки и изменению образа мышления.

66.RU ранее рассказывал, что с начала пандемии женщины стали заявлять о домашнем насилии в 2,5 раза чаще. Ежедневно общественные организации стали получать по несколько писем и звонков пострадавших от тиранов в семье.

Кроме того, за год в России на почве ненависти убивают 1500 женщин. В Свердловской области до середины 2020 года в СМИ попало 29 сообщений об убийстве женщин. При этом стоит учитывать, что эти цифры далеки от реальности, так как многие предпочитают не сообщать об инцидентах.