Шествие в поддержку Алексея Навального начнется в 12 часов 31 января от парка XXII Партсъезда за Дворцом молодежи по проспекту Ленина до площади Труда. С министерством общественной безопасности акцию согласовывать не будут.
«Гулять» участники акции планируют с плакатами на политические темы и другими атрибутами митинга. В случае задержаний участникам предоставят юридическую помощь «Апология протеста» и другие правозащитные организации.
Юрист Юлия Федотова, которая в 2018 году работала с участниками митинга против пенсионной реформы — тогда в Екатеринбурге проходили массовые задержания, предполагает, что у Среднего Урала есть шанс провести мирную акцию без особого рвения со стороны силовиков.
Тем не менее если задержания начнутся, то попасть под одну гребенку могут не только участники акции, но и пешеходы, которые случайно окажутся рядом. При этом и тем и другим Юлия Федотова советует не оказывать сопротивления и ни в коем случае не касаться полицейских — иначе вместо административного штрафа будет грозить уголовное наказание.
Всем, кто идет на несанкционированную акцию, стоит быть готовыми к наказанию. При этом если вы заряжаете кричалки во главе колонны, шанс привлечь внимание полиции выше, чем у соратников, которые решили не выделяться из толпы.
Ответственность для нелегально протестующих наступает по ст. 20.2 КоАП РФ «Нарушение участником публичного мероприятия установленного порядка его проведения». Тяжесть последствий зависит от действий.
Просто маршируете? По части пятой вам грозит штраф от 10 до 20 тыс. рублей или обязательные работы сроком до 40 часов. Привели с собой ребенка? Часть 1.1 — штраф от 30 до 50 тыс. рублей или арест до 15 суток. Мешаете движению транспорта? Часть 6.1 — штраф от 30 до 50 тыс. рублей или арест до 15 суток. Вас уже привлекали по частям 1 — 6.1 в последний год? Часть 8 — штраф от 150 до 300 тыс. рублей или арест до 30 суток.
При этом то, что вы держите в руках плакат, портрет политика или носите атрибутику, не сможет усложнить положение — только если вы не демонстрируете экстремистские материалы или, например, свастику. Их список находится здесь. Привлечь ненужное внимание могут нецензурные лозунги.
Доказать, что вы не имеете отношения к протесту, во время задержания сложно. Показательный случай произошел 27 июля 2019 года в Москве, когда за несколько часов до начала акции протеста полицейские задержали дизайнера Константина Коновалова, который вышел на пробежку.
Возле дома № 17 по Тверской улице его сбили с ног сотрудники полиции, повалили с тротуара на проезжую часть, выкрутили руки и схватили за ноги, писал РБК. В такой позе Коновалова несли несколько метров, затем опустили на асфальт и с силой наступали на ноги, в итоге сломав ему ногу. Полицейские не понесли наказания за необоснованное применение силы и нанесение травмы Коновалову. В 2020 году он подал жалобу в Европейский суд по правам человека.
Более того, тем, кто «проходил мимо», будет сложнее получить компенсацию в ЕСПЧ, так как их право на мирные собрания не было нарушено.
«Я не рекомендую трогать сотрудников полиции вообще. Если они доставляют вас — просто молча идите, не надо сопротивляться, орать, отрывать им шевроны, потому что это статья 318 УК или 319-я. Это уголовная ответственность, которая может повлечь тюремное заключение», — говорит Юлия Федотова.
В 2019 году в Екатеринбурге рассматривали уголовное дело в отношении деда-пикета — 62-летнего силовика в отставке, который поддерживает Владимира Путина и на всех акциях выступает со стихами в честь президента.
Во время протестов у Драмтеатра дед-пикет замахнулся плакатом на полицейского — и стал фигурантом уголовного дела по статье 318 УК РФ «Применение не опасного для жизни или здоровья насилия в отношении представителя власти». Хотя Панкратов не раз извинялся перед полицейским, тот не стал забирать заявление. В итоге суд оштрафовал деда-пикета на 20 тыс. рублей.
Другой пример — один из экс-фигурантов «Московского дела», 25-летний Сергей Абаничев был задержан 3 августа: по версии следствия, он кинул в росгвардейца жестяную банку. Сам Абаничев утверждал, что это был бумажный стаканчик. Уголовное преследование против него было прекращено.
Еще одного фигуранта того же дела, Егора Лесных, приговорили к трем годам колонии общего режима. 27 июля 2019 года Егор Лесных вместе с Максимом Мартинцовым и Александром Мыльниковым вступились за Бориса Канторовича, которого избивали силовики во время разгона протестной акции. По версии следствия, Лесных, Мартинцов и Мыльников стали бить ногами росгвардейца Максима Косова, а затем повалили его на тротуар.
Вот несколько рекомендаций на этот счет:
Получить поддержку можно:
В Екатеринбурге бесплатно помогать задержанным на акции 31 января будут:
На штрафе, обязательных работах или аресте после акции история не заканчивается. Протоколы, которые вы сфотографировали, помогут вам позже при жалобе в Европейский суд по правам человека. «ЕСПЧ считает однозначным нарушением, что в делах об административных правонарушениях у нас не участвуют прокуроры», — говорит Федотова.
Обратиться в ЕСПЧ нужно, чтобы получить затем компенсацию. «Это довольно просто, и юрист необязательно нужен. Достаточно прийти на суд первой инстанции, заявить ходатайство об участии в деле прокурора, в котором откажут. Нужно говорить, что не признаете вину, участвовали в мирной акции. Потом написать апелляционную жалобу, сходить в апелляцию, и все — можно жалобу в ЕСПЧ подавать», — перечислила Юлия Федотова.
В ГУ МВД России по Свердловской области призвали «не поддаваться на провокации и не участвовать в несанкционированных мероприятиях». Попытки провести несогласованное публичное мероприятие, а также любые провокационные действия со стороны их участников будут расцениваться как угроза общественному порядку и немедленно пресекаться. Правоохранительные органы намерены незамедлительно реагировать на правонарушения и предпринимать все необходимые меры для обеспечения правопорядка. Правонарушители будут привлекаться к предусмотренной законом ответственности, заявил начальник пресс-службы свердловского полицейского главка Валерий Горелых.