Принимаю условия соглашения и даю своё согласие на обработку персональных данных и cookies.

Губернаторская корпорация 10 лет хоронит индустриальные парки. Итоги промышленной реформы на Урале

12 января 2021, 18:12
Первые индустриальные парки появились в Свердловской области в 2010 году. За эти годы в регионе анонсировали создание 30 площадок, но работают только 14, причем большинство из них – частные. Еще 11 промышленных зон заморожены или закрыты, пять существуют де-юре, но не имеют резидентов. Предприниматели считают, что среди причин провалов муниципальных проектов – отсутствие инфраструктуры, коррупция, переизбыток площадей.

Закрытые проекты и парки без резидентов

Несмотря на исходные преимущества — льготные ставки на аренду, налоги и страховые взносы, беспроцентные кредиты, — проекты, запущенные муниципалитетами или Корпорацией развития Среднего Урала (КРСУ) оказались менее эффективными в сравнении с частными. Один из таких примеров — индустриальный парк «Уралхиммаш», запуск которого анонсировали еще на «Иннопроме-2016». Потенциальным инвесторам отвели пустующие производственные площади завода. Однако найти резидентов так и не удалось, и проект свернули, пишет РБК Екатеринбург.

Пресс-служба Уралхиммаша:

— Предполагалось, что оператором выступит КРСУ, а не Уралхиммаш: завод только предоставит свободные производственные площади для резидентов индустриального парка. К сожалению, намерения не были реализованы по независящим от предприятия причинам.

В КРСУ комментировать закрытие проекта не стали, ссылаясь на то, что корпорация занималась частными индустриальными парками только до 2019 года.

Как объяснил изданию владелец компании «Урал Логистик» Сергей Мазуркевич, причиной провала «Уралхиммаша» мог стать размер парка. По его словам, на большие территории могут претендовать только крупные предприятия, которым не интересны старые промышленные объекты. А необходимое количество малых компаний парк не нашел. При этом, по словам Сергея Мазуркевича, у «Уралхиммаша» были высокие шансы для того, чтобы быть востребованным.

Сергей Мазуркевич, владелец компании «Урал Логистик»:

— На многих промышленных предприятиях в связи с модернизацией высвобождаются цеха и перестраиваются под складские помещения, под логистику. И там ставки существенно ниже. Если мы говорим о старых объектах, то там цена варьируется от 200 рублей за квадратный метр в месяц, а в новых — 400 рублей.

Именно цена, считает предприниматель, стала тормозом для строительства новых промышленных парков. И в Свердловской области целый ряд таких сорвавшихся проектов.

Губернаторская корпорация 10 лет хоронит индустриальные парки. Итоги промышленной реформы на Урале
Фото: Настя Кеда, 66.RU

Так, «Атомстройкомплекс» анонсировал открытие парка «Исетский» в Среднеуральске, под который мэрия выделила участок в 73 га с возможным увеличением до 202 га. Компания должна была инвестировать в проект 10 млрд рублей, построив сам парк, и привлечь резидентов. На площадку уже планировали перевезти из Екатеринбурга «Завод горноспасательного оборудования» и «Уральский приборостроительный завод», но застройщик отказался от участия в проекте.

«Проект комплексного развития Среднеуральска интересный по своей задумке, но он оказался нерентабельным для компании», — пояснили в пресс-службе «Атомстройкомплекса».

В Верхней Пышме создание индустриальных парков анонсировали «Екатеринбургский завод обработки цветных металлов», в Екатеринбурге — петербургская компания «А Плюс Девелопмент». Но у последней работа остановилась на этапе эскизного проекта, поскольку те не вызвали интереса у потенциальных резидентов. Позже «А Плюс Девелопмент» все же построил объект в Екатеринбурге, но уже другого формата — распределительный центр для сети магазинов «Монетка».

В числе нереализованных проектов также парк типа brownfield «Универс» в Березовском, «Муранитный» в Заречном и «Урал» в Белоярском районе. В Нижнем Тагиле планировалось возобновить производство на площадке экоиндустриального технопарка «Старый Демидовский завод». Но позже городские власти от этой идеи отказались.

Еще один несостоявшийся проект КРСУ — Уральский индустриальный парк. Его создавали шансонье Александр Новиков и бывший заместитель министра экономики Михаил Шилиманов. 66.RU подробно описывал историю его создания:

В КРСУ сообщили, что сегодня о судьбе площадки им ничего не известно. По данным министерства инвестиций региона, объект не числится в реестре действующих индустриальных парков. Нет в списке и парка «Синарский», открытого в 2013 году в Каменске-Уральском на базе «Синарского трубного завода». В компании «Синара» не прокомментировали ситуацию.

Те проекты, что не закрылись, несмотря на отсутствие резидентов, объединяет одно — собственник в лице муниципалитета или КРСУ. Так, пять лет власти не могут запустить индустриальный парк «Магнитка» в Первоуральске, который должен был принести 10 млрд рублей инвестиций. В пресс-службе администрации Первоуральска рассказали, что под парк сформирован земельный участок, но инженерные сети не подвели и управляющая компания не создана.

Несколько лет не могут найти резидентов и для парка «Восточный» в Нижнем Тагиле. В ноябре 2020 года администрация города заключила договор с КРСУ — корпорация займется поиском инвесторов.

Еще одна новая площадка — PNK Парк Кольцово. Судя по сайту управляющей компании, для резидентов подготовлен участок площадью 270 гектаров. Он готов к застройке и на сегодня свободен.

Губернаторская корпорация 10 лет хоронит индустриальные парки. Итоги промышленной реформы на Урале
Фото: Настя Кеда, 66.RU

Десять лет без парка

Самый показательный пример того, как подконтрольная властям площадка может остаться без клиентов, несмотря на все преференции и выгодное положение, — площадка у Ново-Свердловской ТЭЦ. Здесь КРСУ все десять лет планировала создать индустриальный парк. У проекта даже было несколько названий: «Новосвердловский» и «Екатеринбург». Для него создали АНО «Управляющая компания по строительству блок-модулей для малых и средних предприятий». Земельный участок находился в федеральной собственности, но в феврале 2015 года правительство РФ передало области права на управление землей. Однако за отведенные 1,5 года региональные власти не успели завершить процедуру и перевести земли на баланс региона.

Как рассказал РБК Екатеринбург Александр Баранов, возглавлявший управляющую компанию с февраля 2018-го до начала 2020 года, земля по-прежнему находится в федеральной собственности. По его словам, нужны были средства на перевод земель и создание инфраструктуры.

Летом 2020 года Департамент информполитики Свердловской области сообщил, что компания Prinzip планирует открывать промпарк «Новосвердловский». Возможно, речь идет о той же площадке. В пресс-службе застройщика пока отказываются комментировать свои планы.

Частные парки VS государственные

По данным мининвеста, в Свердловской области работают восемь индустриальных парков, шесть из которых — частные, два — подконтрольны КРСУ (последние в списке):

  • «Химпарк «Тагил» в Нижнем Тагиле,
  • «Малахитовая шкатулка» в Полевском,
  • «Березовский»,
  • «ПРО-БИЗНЕС-ПАРК»,
  • «ЕКАД. Южный»,
  • «Уралмаш»,
  • «Заречный»,
  • «Богословский»,
  • «Новоуральский».

Муниципальные промпарки расположены в городах, имеющих статус территории опережающего социально-экономического развития (ТОСЭР). Развитием парка в Новоуральске занимаются структуры «Росатома», «Богословский» финансируется из бюджета, «Заречный» обеспечивают оба источника.

По информации РБК Екатеринбург, в регионе работает больше парков, чем числится в реестре мининвеста. Ведомство не учитывает еще пять площадок:

  • «Демидовский» в поселке Большой Исток (запустила строительная фирма ALD Company),
  • парк Вячеслава Брозовского в Березовском,
  • два парка федеральной девелоперской компании PNK Group (в Косулино и Березовском),
  • UL-park Сергея Мазуркевича в Екатеринбурге.

Последний строят вблизи Ново-Свердловской ТЭЦ, частично на территории существующих складов «Урал Логистик», частично — в новых помещениях. Группа «Транссибурал» Сергея Мазуркевича заключила соглашение с группой Brozex Вячеслава Брозовского и КРСУ. Brozex на условиях подряда выполняет строительство новых складов, корпорация искала резидентов для парка. До пандемии удалось возвести два из восьми проектов, сейчас проектируется восьмой склад. Однако дальнейшие работы пришлось заморозить до 2022 года.

По словам предпринимателя Вячеслава Брозовского, оба его парка в Березовском распроданы. Исключение — несколько участков, оставленных под нужды собственного бизнеса. Успех частных промпарков Брозовский объясняет подготовленной инфраструктурой и прозрачными условиями работы с клиентами.

Вячеслав Брозовский, предприниматель:

— У нас были четкие понятные правила игры. Мы не обменивались обещаниями передачи земли на обещания зарабатывать налогами, мы просто делали инвестиционный проект — брали землю, подводили к ней коммуникации, разводили к границам площадок и продавали земельные участки. И как показала практика, такие индустриальные парки как раз и реализовались. Пустую землю продавать сложно.

Сегодня продолжают работу только три государственных и муниципальных парка: «Богословский» (Краснотурьинск), «Заречный» и «Новоуральский». Последнего нет в списке мининвеста. Все они расположены в городах, имеющих статус территории опережающего социально-экономического развития (ТОСЭР). Развитием парка в Новоуральске занимаются структуры «Росатома», «Богословский» финансируется из бюджета, «Заречный» обеспечивают оба источника.

Свердловские власти позиционируют «Богословский» как «пример успешной работы по привлечению инвестиций». Однако, как уточняет издание, сроки строительства инфраструктуры здесь несколько раз срывались, а учредители управляющей компании не могли договориться о появлении нового акционера. Несмотря на преференции, в «Богословском» уже несколько раз менялся пул резидентов. Многие, кто пришел в самом начале, покинул площадку, не дождавшись инфраструктуры: сам парк был создан в 2014 году, а сети проложили только в 2017-м. Одним из потенциальных резидентов, который так и не вышел на площадку, стало ООО «Политэк». Компания планировала инвестировать в производство оборудования для переработки отходов 60 млн рублей.

Николай Боровиков, совладелец ООО «Политэк»:

— Там такие условия были — еще ничего не построив, нужно было платить аренду, поэтому мы отказались. И сетей на тот момент еще не было. Кредиты льготные пытались взять на помещения, на оборудование, но нам не одобрили. Чуть ли не миллион только дают, и все. В итоге мы работали в Карпинске, потом в Краснотурьинск перебрались, но не в Богословский.

В министерстве инвестиций подсчитали, что по состоянию на 1 декабря 2020 года на 1 вложенный бюджетный рубль приходится 2,9 рубля частных инвестиций. Строительство парка «Богословский» обошлось бюджету в 917 млн рублей. Резиденты вложили 2,76 млрд рублей. Общий объем инвестиций может составить 4,7 млрд рублей, хотя еще четыре года назад озвучивались прогнозы по привлечению 12 млрд рублей до 2020 года. В Заречном на инфраструктуру индустриального парка направили 33,6 млн рублей, в том числе порядка 28 млн рублей из региональной казны. Здесь сегодня работают шесть резидентов.

Губернаторская корпорация 10 лет хоронит индустриальные парки. Итоги промышленной реформы на Урале
Фото: Настя Кеда, 66.RU

Причины провалов государственных парков

В пресс-службе КРСУ заявили, что выполняют все плановые показатели и в соответствии со Стратегией развития Свердловской области создают индустриальные парки со всей инфраструктурой. К 2035 году должны заработать 10 таких государственных площадок.

Однако в стратегии прописаны не только количественные, но и качественные показатели работы промпарков. Среди ожидаемых результатов:

  • создание не менее 28,5 тысяч рабочих мест на предприятиях-резидентах,
  • привлечение не менее 87 млрд рублей инвестиций,
  • увеличение доли возобновляемых источников энергии в общем объеме энергоресурсов с 0,5% до 5%.

По мнению Сергея Мазуркевича, ключевые причины провала муниципальных и госпарков — высокий спрос на старые производственные площадки, а также тренд на строительство собственных помещений.

Генеральный директор компании DEGA MARKET Валерий Прокопович называет другие причины: отсутствие мотивации у управленческой команды в сравнении с частными парками, коррупция. Эти факторы накладываются на переизбыток парков, который возник из-за федеральной установки на создание подобных площадок. По его словам, для государственных и муниципальных промпарков типична история бывшего гендиректора «Титановой долины» Артемия Кызласова, обвиняемого в получении взятки в 2,5 млн рублей.

По его мнению, решением может стать привлечение частных компаний к управлению промпарками, но с условием повышения зарплат и выплаты комиссионных за сделки с новыми инвесторами.

Сегодня Свердловская область занимает 35-ю строчку в национальном инвестрейтинге Агентства стратегических инициатив (АСИ). Свердловская область вошла в топ-20 один раз, в 2018 году. Но в 2019 году резко упала с 20-го на 38-е место. В октябре 2019 года АО «Корпорация развития Среднего Урала» (КРСУ) заключило контракт на 10,1 млн рублей с московским ООО «Паблисити Консультационная Группа» на исследование и разработку стратегии повышения инвестпривлекательности региона. Консультационная группа Publicity занималась разработкой коммуникационной стратегии, серии мероприятий и информационной поддержкой для АСИ. А коммуникационная группа Publicity с 2014 года является официальным PR-консультантом «Национального рейтинга состояния инвестиционного климата в субъектах РФ».

Опрос уральских бизнесменов, как рассказали РБК Екатеринбург в Publicity, показал, что предприниматели считают незаслуженным выход Свердловской области из топ-20 Национального рейтинга. Эксперты добавили, что в «отдельных случаях предприниматели замалчивают проблемы».