Принимаю условия соглашения и даю своё согласие на обработку персональных данных и cookies.

Такая же, только дороже и другая. Десять вопросов к новой транспортной реформе Екатеринбурга

11 сентября 2020, 16:00
Такая же, только дороже и другая. Десять вопросов к новой транспортной реформе Екатеринбурга
Фото: Сергей Логинов, архив 66.RU
Московский «Центр экономики инфраструктуры» потратил год и 9,35 млн рублей, чтобы разработать транспортно-экономическую модель Екатеринбурга. При ближайшем рассмотрении становится понятно, что часть решений дублируют предыдущие исследования, а часть — слишком амбициозные и затратные для города. К автором проекта транспортной схемы есть много вопросов и в первую очередь — о маршрутной сети.

Детали новой транспортной реформы в интервью е1 раскрыл вице-президент «Центра экономики инфраструктуры» Павел Чистяков. Часть утверждений вызывает вопросы, возражение или недоумение. Мы выбрали десять тем из этого рассказа и проанализировали. Если вам недостаточно краткого описания, то переходите по ссылкам в оглавлении ниже:

  • Основа транспортной реформы — платить перевозчикам за работу, а не за пассажиров, отдать транспорт в частные руки и поменять тарифы. Но это уже придумали и презентовали четыре года назад. За те же идеи город снова заплатил бюджетные миллионы.
  • В концепции авторы не прописали главное — какие маршруты собираются отменить, добавить и изменить. Пока только одна конкретная деталь — как-то и зачем-то пустить 57-й автобус на ЖБИ.
  • Проезд подорожает на 4 рубля, а проездные, наоборот, подешевеют в полтора раза и будут действовать на все четыре вида транспорта. Пока непонятно, как такое новведение отразится на доходах и прибыли метро, в котором себестоимость поездки выше, чем у автобусов, трамваев и троллейбусов.
  • Нужно создать транспортно-пересадочные узлы. Только вот первый ТПУ появится в 2023 году, а транспортную реформу надо провести до 2022-го.
  • Екатеринбург должен закупить новый общественный транспорт — современные автобусы с зарядками для гаджетов, трехсекционные трамваи, электробусы. Непонятно, кто за него заплатит.
  • Чтобы общественный транспорт лучше ездил, нужно больше выделенных полос. То же власти пытались делать четыре года назад. Но процесс обособления полос идет медленно. Как его ускорить, разработчики новой транспортной схемы не уточняют.
  • Еще одна задумка — запуск трамвая по 8 Марта от Ленина до Радищева. Он там ездил, правда, 35 лет назад, когда автомобилей в городе было меньше.
  • Авторы концепции обещают, что на общественном транспорте от Академического до центра можно будет доехать за 22 минуты в час пик. Мы, кстати, пробовали — получилось в два раза дольше.
  • Экономить на проезде получится только у тех, кто едет с пересадками и по «Е-карте». Но пока в Екатеринбурге 45% пассажиров предпочитают наличку.
  • И снова новая транспортная реформа предполагает перенос остановок. Так же, как в 2016-м.

О самой реформе

По словам Чистякова, реформа системы управления транспортом предполагает три пункта: изменения типов контрактов между городом и перевозчиками (смысл в том, что город оплачивает транспортную работу, а не платит за количество перевезенных пассажиров) изменение тарифной системы и концессию на электротранспорт.

Три «нововведения» уже предусматривала транспортная реформа, которую начали в 2016 году. И про новую систему контрактов, и про концессию в интервью 66.RU рассказывал председатель комитета по транспорту Игорь Федотов. А о повременном тарифе — замглавы администрации Евгений Липович.

О новых маршрутах

Никакой конкретики об изменениях маршрутной сети в заявлениях авторов концепции нет. Из реальных предложений — продлить 57-й маршрут на ЖБИ, который идет с Елизавета в Железнодорожный район. Возможно, это оговорка московского эксперта.

Фото: Настя Кеда, 66.RU

Маршрут № 57 никак не пересекается с ЖБИ.

О новых тарифах

Стоимость поезда — 32 рубля с бесплатной пересадкой. Вот два заявления г-на Чистякова из одного интервью:

«У нас порядка четверти пассажиров ездят чаще, чем четыре раза в неделю. Это очень большая доля, они самые главные пользователи транспорта».

«Кому-то может не понравиться удорожание разового тарифа. Но эта разница в 4 рубля становится заметной, когда вы пользуетесь транспортом каждый день. Если вы пользуетесь им три раза в месяц, вы этого и не заметите».

Получается, в первую очередь удорожание заметят те, кто часто ездит в общественном транспорте. А транспортная реформа направлена на то, чтобы пересадить горожан с автотранспорта на общественный.

Месячный проездной за 1500 рублей на четыре вида транспорта. Это на 880 рублей меньше, чем действующий нынешний, который распространяется только на трамваи, троллейбусы и автобусы. Вопрос в том, насколько потянет дешевый проездной бюджет города. Во-первых, чтобы обновить парк вагонов метро, стоимость проезда в подземке повысили и из тарифов «Е-карты» убрали. Из-за пандемии метрополитен и так несет убытки — в апреле пассажиропоток упал на 80%, а к докоронавирусному режиму работы подземка только возвращается. Непонятно, просчитали ли московские эксперты экономические потери метро при таком дешевом проездном.

Безлимитный проездной для льготников за 500 рублей. Вероятно, московские разработчики не помнят войну города и области из-за компенсации затраты транспортников на перевозку льготников по «Е-картам». Как отреагируют перевозчики на снижение стоимости проезда, какие убытки понесет и без того убыточный «Гортранс» и сколько придется дополнительно вынимать из бюджета Екатеринбурга — непонятно.

О пересадках

«Для того чтобы пересадка была быстрой и удобной, придется провести определенные мероприятия. В частности, создание ТПУ, когда мы говорим о соединении отдаленных районов с основной частью города», — заявил представитель Центра.

Правда, единственный в Екатеринбурге транспортно-пересадочный узел «Золотой» построят только к 2023 году, а транспортную реформу планируют провести до 2022 года.

О новых видах транспорта

Это, в представлении разработчиков, автобусы-гармошки, троллейбусы с автономным ходом и трехсекционные низкопольные трамваи.

Автобусы

Ожидание московских разработчиков:

18-метровые автобусы-гармошки. Такие в 2020 году закупил «Мосгортранс». Низкопольные, вмещают 140 пассажиров, установлены климат-контроль и USB-розетки для зарядки мобильных устройств.

Реальность:

Фото: Техно MaxWow, скриншот видео

В Екатеринбурге до сих пор ездят синие «Икарусы» на нескольких муниципальных маршрутах. На время ЧМ-2018 их убрали, но 2019-м — вернули. В мэрии утверждают, что таких автобусов в парке не более 50 и их используют как резервные. Их собираются заменить, но не на гармошки, а на МАЗы и НефАЗы.

Трехсекционные трамваи

Трехсекционные трамваи выпускает «Уралтрансмаш». Завод регулярно отдает городу продукцию на тестирование, но основное количество закупают другие города.

Фото: архив 66.ru

Московские разработчики считают, что на маршруты нужно выпустить трехсекционные трамваи. Но, во-первых, город их не закупает, а во-вторых, решать, какие трамваи поедут, будет концессионер, и не факт, что им станет «Уралтрансмаш».

Троллейбусы с автономным ходом

С ними такая же проблема, как с трамваями. В 2017 году троллейбус «Мегаполис» с увеличенным автономным ходом протестировали в Екатеринбурге. Всем все понравилось, но купить такие машины власти отказались — на это не было денег.

Фото: пресс-служба администрации Екатеринбурга

Ожидание москвичей

В 2019 году в Екатеринбурге тестировали уже электробус «Белкоммунмаша» стоимостью 23 млн рублей. Но он «уехал в другой город». В мэрии пояснили, что в бюджете на год средства на него не предусмотрены. Глава Екатеринбурга Александр Высокинский рассказал, что на электробусах в случае ЧС нельзя эвакуировать людей. Впрочем, некоторая надежда на появление электробусов в Екатеринбурге есть: один из трех претендентов на концессию — Группа «Синара» — выкупила часть питерского «Вагонмаша». Предприятие в том числе ориентировано на выпуск троллейбусов и электробусов.

Фото: архив 66.ru

Реальность Екатеринбурга

О выделенках

Разработчики настаивают на том, что нужно больше выделенных полос, в том числе на узких улицах. «Это законы физики: когда у вас две полосы, машины перестраиваются, далеко не все это делают по правилам, кто-то тормозит, высаживает пассажиров. От этого и замедляется скорость движения. Если у вас ровное движение в одну сторону, если хорошо отрегулированы светофоры, то тогда скорость движения автомобилистов вырастет. Надеемся, что наши предложения — в этом духе», — считает Чистяков.

Но выделенки начали внедрять еще во время прошлой транспортной реформы. Тогда получилось слабо, медленно и со скандалами, кроме того, на некоторых обособленных полосах нет камер, которые отпугнут нарушителей. Первая официальная выделенка для трамваев появилась только в середине 2018 года.

О трамвайной ветке на 8 Марта

«Это участок с наибольшим спросом на перемещение на общественном транспорте», — заявляют создатели транспортной схемы. Но, например, на участке от Малышева до Радищева по две полосы в каждую сторону. Трамвайное движение здесь закрыли более 30 лет назад — пути от Ленина до Радищева перенесли на Московскую. Однако и количество личного транспорта, и плотность движения за эти десятилетия выросла.

Вот что происходит на перекрестке 8 Марта – Малышева после дождя при неработающем светофоре. Сюда еще предлагают добавить трамвай.

О скорости передвижения

В интервью Павел Чистяков подтверждает, что за 22 минуты можно будет доехать от Академического до центра (хотя в презентации мэрии указано, что время сократится НА 22 минуты, и то после запуска трамвая). «У нас была специальная программа, которая с учетом реальной дорожной обстановки позволяла рассчитывать, как изменится скорость. И 22 минуты — это в пиковый час. Вне часа пик это будет еще быстрее», — заявляет эксперт.

Корреспондент 66.RU в качестве эксперимента проехал из Академического на личной машине за 41 минуту.

О безналичном расчете

Возможность бесплатно пересаживаться в течение 90 минут будет у тех, кто платит «Е-картой». Таким образом разработчики схемы хотят перевести 90% пассажиров Екатеринбурга на безнал через несколько лет. Также к «Е-карте» приучали четыре года назад, когда начали вводить повременные тарифы как раз к прошлой транспортной реформе.

Пока соотношение пассажиров, пользующихся «Е-картой» и наличными для оплаты проезда, составляет 55% на 45% соответственно.

О переносе остановок

И здесь идеи «Центра экономики инфраструктуры» не новы — переносить, модернизировать и ставить новые остановки собирались еще в 2016-м. Авторы концепции предлагают ставить их не дальше чем от 500 метров от жилых домов. И сами же отмечают, что переносить придется большое количество, особенно на Химмаше и Уралмаше.