Принимаю условия соглашения и даю своё согласие на обработку персональных данных и cookies.

«Это война правообладателей с узурпаторами». Политолог — о хайпе вокруг филармонии

11 ноября 2018, 15:35
Колонка
Общественник Дмитрий Москвин написал колонку о строительстве нового зала для Свердловской филармонии. В ней он объясняет, почему начинать процесс нужно было на пару лет раньше.

— Я сформулировал несколько тезисов по поводу ситуации с филармонией в Екатеринбурге. Иногда обобщенное размышление важнее эмоций и хайпа.

Есть такой культурный бренд — Свердловская филармония. Он востребован десятками тысяч екатеринбуржцев, приезжими и широко известен за пределами страны. Как и любой бренд, филармония нуждается в развитии. Как и любому крупному бренду, развиваться в очерченных 80 лет назад границах у нее не получится. Чтобы расправить крылья, необходимо пространство.

Что важнее: новый трамвай или новый филармонический зал? Вопрос из области, где дикарям только-только показали блага цивилизации. Конечно, и то, и то нужно. И за то, и за то надо бороться. Города с претензией на участие в глобальной конкуренции (а в заявке на Экспо-2025 именно такая претензия) мыслят по-крупному. Они охотятся за уникальным и, получив его, оберегают и обрамляют, как бриллиант.

«Это война правообладателей с узурпаторами». Политолог — о хайпе вокруг филармонии
Фото: архив 66.RU

Проект нового здания филармонии.

Город — исторически — место, где надо договариваться. Для этого хорошо бы научиться разговаривать, но перед этим еще необходимо научиться замечать других. В городе этих других очень много, они разные, со своими привычками, ценностями и недостатками. Тяжело жить в городе, но сегодня человеческая цивилизация другой альтернативы уже не предлагает. Город — пространство совместной жизни, а культура (подчеркнем это слово) совместности — неотъемлемая черта города. Кстати, а Екатеринбург в этой связи — город?

Главная ошибка в развитии бренда филармонии — отсутствие прямых коммуникаций с теми, кто не является ее слушателями и благотворителями. То есть с горожанами, с другими, для которых объективно проблемы филармонии не очевидны и ранее были не видны.

«Это война правообладателей с узурпаторами». Политолог — о хайпе вокруг филармонии
Фото: Сергей Логинов для 66.RU

Пикник жителей «сталинки» возле филармонии

Вместо того, чтобы поставить жителей перед фактом сноса их дома, можно было наладить с ними диалог, начать совместно обсуждать планы и перспективы. Вместо того чтобы получить порцию негативного хайпа, можно было еще пару лет назад публично презентовать свой проект развития, публично защищать свою концепцию. И стать, таким образом, точкой сборки города, а не очередным местом разобщения.

Успешен тот город, в котором есть разнообразие и многослойность. Многосоставность — это тоже признак наличия города. Нет никакой проблемы в соседстве хайтековских деловых центров и древних жилых домов. В том, чтобы рядом с районом высотной застройки сохранялись районы с таунхаусами; чтобы парки не уничтожались в угоду парковкам и храмам посреди них.

В городе для всего есть место. Кому-то не нравится «старая» пятиэтажка рядом с филармонией, а кому-то комфортно в ней жить — это естественно. Но, приходя с кувалдой, разрушают не конкретный дом, как кажется большинству, а разрушают городскую ткань, ту самую культуру совместности.

Современные подходы к городскому планированию выработали множественные инструменты, как сначала все взвесить и предусмотреть, а потом уже взяться за кувалду. И снова вопрос: точно ли Екатеринбург в этом смысле город, а не поселение дикарей, для которых филармония и вражеский редут — одно и то же?

Филармония — это общественное благо горожан. И горожане имеют право задать вопросы, принять участие в обсуждении и выработке ее дальнейших планов. Горожане вообще имеют право на свой город. Они прежде всего делают застроенное пространство городом — своим общением, трудом, творчеством. Происходящее в Екатеринбурге вокруг филармонии — это поле борьбы правообладателей с узурпаторами. Не признавая права других, невозможно в их глазах быть благодетелями. Для Екатеринбурга эта ситуация – еще один урок и сигнал к серьезным внутренним изменениям.