Принимаю условия соглашения и даю своё согласие на обработку персональных данных и cookies.

Никто не сможет просто взять и построить новый корпус филармонии. Две причины

24 октября 2018, 18:29
Никто не сможет просто взять и построить новый корпус филармонии. Две причины
Фото: проектная документация для 66.RU
Чтобы построить акустический зал свердловской филармонии, спроектированный на месте пятиэтажки на улице Карла Либкнехта, нужно разобраться с двумя блоками проблем: первый — решить вопрос с частной собственностью, второй — найти деньги на футуристическое здание.

Из-за стесненных условий идея строительства нового корпуса филармонии рядом с существующим с самого начала казалась спорной. В любом случае пришлось бы чем-то жертвовать: либо жилым домом, либо парком, либо и тем и другим. Власти, посовещавшись с деятелями культуры, выбрали третий вариант.

Архитекторы и раньше размышляли, куда бы посадить филармонический зал. Он мог оказаться в акватории Городского пруда или на свободном пятачке у ККТ «Космос», но и в том, и в другом случае находились недовольные.

Проект концертного зала в бухте городского пруда появился в 2013 году. «Несколько лет назад я посетил Данию, Норвегию. И увидел много красивейших зданий, которые стоят на воде. Я задался вопросом: возможно чисто теоретически так же использовать водное пространство у нас? Я предложил студентам архитектурной академии поразмышлять на эту тему, пофантазировать. Но ничего толкового так и не предложили. Но один из архитекторов, уже окончив академию, вернулся к этой теме», — рассказывал Александр Колотурский «Областной газете».

Этот вариант всплыл случайно в 2016 году во время объезда Железнодорожного района чиновниками из мэрии. Проект предполагает строительство концертного зала и комплекса апартаментов между киноконцертным театром «Космос» и стадионом «Динамо». Глава компании «Атомстройкомплекс» Валерий Ананьев говорил, что проект может включить в себя развитие существующего по соседству парка, который выглядел заброшенным и неприглядным.

Причину, почему это здание не может появиться нигде, кроме квартала Карла Либкнехта — Клары Цеткин — Тургенева — Первомайской, назвал директор учреждения Александр Колотурский: «Да, можно было бы выбрать для строительства другое место, где больше пространства. Но в нашем случае, как в религии, — намоленное место. Абсолютно все знают, куда приходить на концерт».

Дом

Для жителей дома на Карла Либкнехта, 40, который подпадает под снос, грядущее выселение стало сюрпризом. На стадии выбора места и разработки концепции с ними никто не посоветовался. Отсутствие коммуникации и привело к тупику: местные власти начали объяснять, что развитие филармонии «выведет Екатеринбург на новый уровень», а собственники, защищая частную собственность, пожаловались на произвол в Кремль.

Каменный дом возвели в 1959 году. В таких домах квартиры просторные, а потолок — высокий. Согласно данным системы ГИС ЖКХ, состояние здание оценивается как исправное, износ здания — 24%.

Юристы по земельному праву, опрошенные корреспондентом 66.RU, говорят, что чиновники могут отобрать квартиры в этом доме на законных основаниях. Выглядит эта схема так.

Муниципальные или областные власти могут принять решение изъять земельный участок под домом. Это автоматически приведет к обязательствам по отчуждению и объекта недвижимости.

Забрать (точнее — принудительно выкупить) недвижимость у собственников трудно. Земельный кодекс предусматривает несколько оснований для этого, но вроде бы ни одно из них не подходит к случаю с филармонией:

  • выполнение международных договоров;
  • строительство или реконструкция объектов федерального, регионального и местного значения при отсутствии других возможных вариантов (это касается энергосистем, объектов атомной энергетики, оборонных объектов, транспортной инфраструктуры, коммунальных сетей и дорог);
  • иные основания, предусмотренные федеральным законом.

Весь подвох кроется в последнем пункте. Теоретически, федеральные власти могут издать закон о подготовке к 300-летию Екатеринбурга или к ЭКСПО-2025 и в нем разрешить снести строения, которые мешают. Так, например, в Сочи перед Олимпиадой-2014 по упрощенной схеме изымали недвижимость, чтобы построить трассу.

Никто не сможет просто взять и построить новый корпус филармонии. Две причины
Фото: архив 66.ru

Проект предполагает изменение всего квартала: снесут дом, вырубят часть сада Вайнера, под сквером через дорогу сделают подземную стоянку, там же воссоздадут два утраченных особняка.

По закону перед тем, как договариваться с жильцами о сумме компенсации, чиновники должны выпустить документы по территориальному планированию и проекту планировки участка (а его как бы одобрили на общественных обсуждениях). С момента утвержденной планировки до момента постановления об изъятии земли должно пройти не больше трех лет.

Альтернатива — признать дом ветхим или аварийным и снести его по государственной программе. Музыкальное учреждение уже заказало две экспертизы: первая касается пожарного состояния дома, вторая — технического. Общая стоимость работ — 620 тыс. рублей.

При таком раскладе пятиэтажку вычеркнут из региональной программы капремонта: пока по планам в 2020 году на 9 млн рублей взносов в здании заменят кровлю, отремонтируют фасад, обновят подвальные помещения, электроснабжение, отопление, ГВС и ХВС.

Оба пути, скорее всего, не спасут чиновников от долгих и выматывающих судебных разбирательств по размеру компенсаций. Хотя письма Владимиру Путину могут оказаться более действенным способом отмотать стройку назад.

Деньги

По экспертным оценкам, возведение корпуса филармонии по одной из трех концепций обойдется не менее чем в пять миллиардов рублей.

Никто не сможет просто взять и построить новый корпус филармонии. Две причины
Фото: официальная документация проекта

Победителем международного конкурса на разработку архитектурно-художественной концепции стало архитектурное бюро Захи Хадид. Специалисты предложили экспрессивную форму здания, которое хоть и будет выглядеть инородно в исторической застройке, но привлечет внимание.

«Это государственный проект, поэтому логично, если его оплатит государство», — считает Андрей Бриль, полномочный представитель Российской гильдии управляющих и девелоперов в Екатеринбурге и член правления благотворительного фонда поддержки Уральского академического филармонического оркестра. При этом можно обсуждать, какую долю выделит область, а какую — федерация.

Три года назад, когда возобновились разговоры о новом концертном зале, Андрей Бриль предлагал екатеринбургским предпринимателям собрать деньги. По его словам, ему удалось добиться согласия со стороны руководителей отраслевых объединений — Свердловского областного союза промышленников и предпринимателей, Уральского банковского союза, Российской гильдии управляющих и девелоперов и других: «Все они сказали, что филармонический зал, который превратит Екатеринбург в один из лучших музыкальных центров мира, им нужен, что они готовы участвовать в этой работе».

Свердловской филармонии, действительно, благоволит крупный бизнес. В попечительский совет Фонда входят, к примеру, председатель Уральского банка Сбербанка Владимир Черкашин, глава «Атомстройкомплекса» Валерий Ананьев, основатель AVS-Group Валерий Савельев, генеральный директор «Группы Синара» Михаил Ходоровский, акционер УГМК-Холдинг Андрей Козицын и генеральный директор «Уральских авиалиний» Сергей Скуратов.

Список меценатов тоже впечатляет. Согласно отчетности Фонда, больше всего пожертвовали (деньгами или услугами) Сбербанк, БАЭС, «Синара-Фонд», «Олипс», «Брусника», ПНТЗ и СКБ-банк, «Энел Россия» и Фонд святой Екатерины — из юрлиц и Алексей Бобров, Владимир Тунгусов, Игорь Заводовский, Константин Погребинский, Денис Паслер и Андрей Козицын — из физлиц.

С одной стороны, в структуре доходов филармонии пожертвования занимают лишь один процент, но с другой — потенциал для мобилизации финансирования тут высокий. Все будет зависеть от того, что им предложат взамен.

Несмотря на наличие щедрых спонсоров, Андрей Бриль предлагает скинуться на новую филармонию горожанам, если бюджетных средств не хватит.

Андрей Бриль, полпред РГУД в Екатеринбурге:

Никто не сможет просто взять и построить новый корпус филармонии. Две причины

— Все городское сообщество, а не только бизнес, должно занять активную гражданскую позицию и поспособствовать появлению зала. Размер и характер этого участия можно обсуждать после того, как станут ясны все параметры проекта, и понятно, какие обязательства возьмет на себя бюджет. Все, кто захочет иметь в Екатеринбурге современный музыкальный центр, соберутся и подумают, что могут сделать. Если власть вдруг не сможет решить какие-то нюансы, нужно включиться и помочь всем сторонам: и жильцам дома, который снесут, и филармонии, которая не по своей воле оказалась в центре этой неприятной истории.

Заказчик проекта — областные власти — пока старательно обходит тему источников финансирования.