Принимаю условия соглашения и даю своё согласие на обработку персональных данных и cookies.

Слишком много культуры для города убитых вонючих трамваев. Зачем нам вообще новый зал филармонии?

9 ноября 2018, 17:59
Колонка
Слишком много культуры для города убитых вонючих трамваев. Зачем нам вообще новый зал филармонии?
Фото: Дмитрий Горчаков, 66.RU
«Лучше бы трамваи новые купили», — типичный популистский прием. С его помощью легко обессмыслить любой хороший проект. В том числе — проект строительства новой филармонии. С другой стороны, может быть, пора уже купить эти чертовы трамваи и тогда уже думать о высоком?

Разговоры вокруг нового зала екатеринбургской филармонии свелись к лозунгу «Отстоим пятиэтажку». И, конечно, лишать людей частной собственности для реализации проекта, к которому они не имеют никакого отношения, — это плохо, так дела не делаются. Конечно, раз кому-то очень надо, с собственниками недвижимости лучше договариваться, а не подсылать к ним пожарных инспекторов и стройнадзор, чтобы включить нормальное здание в программу уничтожения ветхих жилищ.

Но, думаю, в борьбе за пятиэтажку мы случайно упустили суть: а зачем вообще нужна новая филармония?

Да, мне это неясно. Да, я туда не хожу. Да, скорее всего, на концерте великого Дениса Мацуева я усну — по причине собственного бескультурья. И мне стыдно. Но речь не о том.

Я о том, что на этот очаг культуры потратят порядка 4 млрд рублей. Подозреваю, бюджетных. За те же деньги можно было бы сделать много хороших дел. Например:

Слишком много культуры для города убитых вонючих трамваев. Зачем нам вообще новый зал филармонии?
Фото: © 66.RU

Стоимость филармонии 3,75 млрд руб. по оценке итальянских архитекторов Alvisi Kirimoto.

Знаю, это выглядит как сравнение теплого с мягким и дичайший популизм. Но у общества, как у каждого нормального человека, есть потребности, которые легко классифицировать. И странно сливать миллиарды на удовлетворение духовного голода в то время, как не удовлетворены банальные потребности в медицинском обслуживании или, к примеру, в нормальном общественном транспорте.

Стыдно ездить в убитых вонючих трамваях по городу-миллионнику, который принял чемпионат мира и претендует на Экспо. Стыдно ежедневно получать рассылку от благотворительных фондов — с просьбами подать, кто сколько может, на очередной аппарат искусственной вентиляции легких — для тяжелобольного ребенка, который хочет провести последние дни с родными, дома, а не в убогой больничной палате. Ну правда же, стыдно. Разве нет?

Зато, говорят, у нас будет филармония по проекту архитекторов мирового уровня.

Вы не думайте, я не против строительства очагов культуры в любимом Екатеринбурге. Мне не наплевать на имидж города. И мне не хочется жить в скучном провинциальном замкадье. Но, серьезно, не многовато ли инвестиционно емких культурных проектов для города старых трамваев, диких маршруток и дорожной грязи, где с 1994 года никак не могут построить кольцевую автодорогу, например?

Давайте просто посчитаем концертные залы.

Слишком много культуры для города убитых вонючих трамваев. Зачем нам вообще новый зал филармонии?
Фото: Владислав Бурнашев, 66.RU

Первый достаивают рядом с «Екатеринбург-Экспо» на Кольцовской трассе. На бюджетные деньги.

Второй встроят в ледовую арену на месте телебашни. Предполагается, здесь тратить деньги будет частный инвестор. Но пока казенные миллионы направляют и туда.

Слишком много культуры для города убитых вонючих трамваев. Зачем нам вообще новый зал филармонии?
Фото: Архив 66.RU

Новый зал филармонии. Цену вы знаете. Источники финансирования, опять же, нам пока не раскрывают, но первые деньги тоже выскребли из бюджета. Формальным заказчиком проекта остается областное министерство.

И кому это нужно?

Это не риторический вопрос. Мы посчитали.

В годовом отчете нашей филармонии написано, что в прошлом году она приняла 177 404 зрителя. Надо признать, это немало.

Для сравнения, ориентированный на куда более широкую аудиторию Tele-Club в том же 2017 году собрал 68 356 человек.

  • Театр «Опера Урал Балет» — 206 000 человек;
  • Свердловский театр музкомедии — 155 000;
  • Свердловский государственный академический театр драмы — 143 000;
  • Коляда-театр — 71 000 человек…

В общем, филармония собирает. Но не сказать, что больше всех. Цифры не феноменальные.

Тем не менее, если аудитория есть, если людям это надо, они должны быть готовы за это платить. Тем более что в списке «друзей филармонии» — много состоятельных граждан нашего города.

А если клиент за новый зал платить не хочет — то в чем смысл? Зачем вытрясать деньги на строительство из всех налогоплательщиков, включая бескультурного меня?