Неофициально тех, кто поддерживает членов запрещенных в РФ террористических групп, еще больше. В их числе и женщины, которые уезжают в эту арабскую республику по принуждению, из большой любви, из религиозных побуждений и т. д. Последний громкий случай — задержание 14-летней девушки из Екатеринбурга, она присоединилась к запрещенной в России террористической группе «Исламское государство» еще четыре года назад.
Однако зачастую работа по вербовке ведется еще в России. Сейчас радикальные исламские секты есть во всех субъектах РФ. В отличие от православных, у мусульман нет единого центра, поэтому взгляды по многим ключевым вопросам у различных течений отличаются принципиально. Нередко радикальным исламистским сектам удается маскироваться, прикрываясь верой.
Как отличить ваххабитов от представителей традиционного ислама
Эксперты называют несколько внешних признаков, по которым можно отличить представителя секты от простого верующего. В частности, они описаны в книге религиоведа Романа Силантьева «Ислам. Пособие для православных миссионеров». Вот некоторые из них:
- Женщины носят максимально глухую и темную одежду, платки закрывают лицо.
- Для мужчин характерны короткие штаны и рубахи до колен, длинная неопрятная борода без усов и часто бритая голова. Они не носят чалму, четки и посох.
- Важной чертой ваххабитов является ненависть к некрополям, мавзолеям.
- Агрессивные исламисты считают войну в Сирии восстанием народа против тирании.
Каких исламских религиозных сект нужно опасаться
Средний Урал — лидер среди российских регионов по числу зарегистрированных мусульманских организаций. В Свердловской области мусульмане имеют 65 общин и семь юрисдикций. Почти все общины ведут активную деятельность, но при этом уровень вражды между ними сегодня невысок.
Нередко радикальным исламистским сектам удается маскироваться, прикрываясь верой. По словам исламоведа Романа Силантьева, экспансия ислама зачастую происходит за счет террористических организаций, а новоявленные мусульмане склонны к экстремизму. Всего эксперт выделяет пять основных групп среди деструктивных сект:
- классические ваххабиты, именующие себя салафитами («Имарат Кавказа»);
- ихваны, или «Братья-мусульмане»;
- хизбуты (сторонники террористической организации «Хизб ут-Тахрир»);
- таблигиты (адепты экстремистской пакистанской секты «Таблиги джамаат»);
- секты группы «Нурджулар».
Почему радикалы и террористы вербуют уральцев
По данным доцента кафедры археологии и этнологии УГИ УрФУ Алексея Старостина, который занимается изучением истории ислама на Урале уже долгие годы, только в 2013–2016 годах в Сирию и Ирак из УрФО уехали от 150 до 200 уральцев. Во многом причина, по которой представителям террористических группировок и радикальным исламистам удается вербовать россиян, – в низкой грамотности населения.
Алексей Старостин, доцент кафедры археологии и этнологии УГИ УрФУ:
— Этой религиозной неосведомленностью молодежи, кстати, и пользуются различные радикальные группировки, такие как «Хизб ут-Тахрир аль-Ислами», «Исламское движение Узбекистана», «Джамаат таблиг», «Имарат Кавказ», ИГИЛ (все запрещены в РФ). Появляется человек, который говорит: «Я, в отличие от тебя, читал Коран, и там написано, что вот так-то и за то-то нужно делать джихад». У человека, которому это все рассказывают, нет собственных знаний, чтобы хоть как-то это опровергнуть, и он безоговорочно верит ему, а потом и делает.
Кто находится в зоне риска
Специалисты называют три категории людей, которые наиболее подвержены влиянию и чаще других попадают в радикальный ислам.
Во-первых, люди, связанные с криминалом. По мнению религиоведа Раиса Сулейманова, если такой человек принимает ислам, то его путь к радикализму бывает очень коротким.
Во-вторых, молодые девушки и женщины, которые заводят отношения со своими вербовщиками. Так, по большой любви к своему виртуальному поклоннику, оказавшемуся вербовщиком ИГИЛ, уехала Варвара Караулова. Девушку осудили на 4,5 года за попытку участия в террористической организации.
В-третьих, молодежь. Зачастую это студенты российских вузов, приехавшие из стран СНГ. По данным одного из ведущих экспертов ФСБ в области терроризма и экстремизма, председателя научно-консультативного совета при Антитеррористическом центре СНГ Марианны Кочубей, до 80% случаев вербовки в ИГИЛ граждан центральноазиатских государств происходит именно на территории России.
В-четвертых, высококвалифицированные специалисты. Это выпускники престижных вузов, которые владеют нужными для террористов навыками.
Марианна Кочубей, председатель научно-консультативного совета при Антитеррористическом центре СНГ:
— Формирование террористических ячеек под прикрытием религиозного просвещения специалисты прямо называют террористическим концерном. Да и вообще, то же Исламское государство действует как корпорация, террористы в интернете публикуют списки тех, кто им требуется.
Самые востребованные для вербовки — люди с военным образованием, навыками владения оружием. На втором месте — медики всех квалификаций и категорий. Следом — студенты старших курсов технических специальностей, связанных с добычей нефти, газа и их переработки. Затем – IT-специалисты, рекламщики. «Изучив вакансии, можно представить себе пул вузов, которые интересны вербовщикам. В Екатеринбурге все эти вузы представлены, поэтому для уральской столицы эта тема далеко не праздная», — отмечает Марианна Кочубей.
«Братья-мусульмане» признана в РФ экстремистской организацией