Уже в следующем году в России ужесточат требования к содержанию автомобильных дорог и тротуаров. В частности, будет уделено особое внимание качеству трасс зимой. Все требования опубликованы Росстандартом. С 1 июня 2018 г. национальный стандарт заменит собой ГОСТ 50597–93 25-летней давности. 66.RU изучил новый документ.
Ужесточение требований связано с поручением президента Владимира Путина о снижении смертности на дорогах. Среди фокусов внимания — зимнее содержание дорог. По словам руководителя аппарата Ассоциации зимнего содержания дорог Анны Шестаченко, ежегодно в авариях из-за неудовлетворительных дорожных условий зимой страдают более 50 тысяч человек — сравнимо с населением Березовского и Лесного. При этом, как отмечает эксперт, большей части ДТП можно было бы избежать: 80% аварий происходят вследствие наледи, гололеда и наката.
Согласно данным ГИБДД, во время снежного сезона (с ноября 2016 по март 2017 г.) в Екатеринбурге произошло 278 ДТП, совершению которых «способствовали неудовлетворительные условия содержания улично-дорожной сети». Проще говоря — из-за гололеда, наката, снега вследствие плохой уборки.
Не менее печальна статистика травм у пешеходов. По данным Ассоциации, в городах-миллионниках за зимний сезон с травмами, полученными в результате падения на скользких улицах, обращается около 7 000 человек. Посчитать общую цифру по стране невозможно, поскольку отсутствует системный подход к сбору официальной статистики травматизма пешеходов, пострадавших из-за неудовлетворительного содержания пешеходных зон.
Анна Шестаченко, руководитель аппарата Ассоциации зимнего содержания дорог:
— Анализируя подходы к зимнему содержанию в городах, мы видим очень схожие картины. Как правило, уборка происходит так: снег выпал, машины его укатали и спрессовали, потом выходят дорожные службы, сыпят песок или пескосоляную смесь, пытаются эту наледь отодрать, что удалось соскрести, вывозится на полигоны за пределы города, что нет, остается на покрытии и формирует колею. Инспекторы ГИБДД и прокуратура периодически выписывают штрафы и предписания за нарушение требований национального стандарта. Нередки случаи взыскания с дорожных служб по судебным искам в результате аварий из-за гололеда. Иногда суммы доходят до 300–500 тысяч рублей.
Применение пескосоляных смесей, которые были популярны в Екатеринбурге до конца нулевых, не позволит выполнить положения нового ГОСТа, замечает эксперт. Однако стоит отметить, что в последние годы власти отказались от подобных смесей в пользу «Бионорда». Он состоит из 1–5 миллиметровых гранул неправильной формы, которые растворяются постепенно. Первое время они действуют как фрикционный материал, уменьшая скольжение механическим способом (аналог гранитной крошки). Плавящая способность препарата такова, что он полностью растворяется, не оставляя никаких следов на очищенной поверхности. В отличие от обычной смеси соли и песка, «Бионорд» работает при температуре до –30 ºС. Впрочем, гранит, которым посыпают тротуары в Екатеринбурге, не особо поможет убирать с них наледь, поскольку не плавит снег. А именно с уборкой тротуаров связаны многие нововведения ГОСТа.
Большая часть требований в новом и старом ГОСТах совпадают, но все-таки есть существенные отличия. В основном они коснутся удобства и комфорта пешеходов. Что изменилось:
Во-первых, увеличилось количество групп улиц: с трех видов до шести. К магистральным дорогам скоростного движения (А), магистральным дорогам регулируемого движения (Б) и магистральным улицам районного значения транспортно-пешеходным (В) добавились группы: Г — магистральные улицы районного значения пешеходно-транспортные, поселковые дороги; Д — улицы и дороги местного значения (кроме парковых), главные улицы, основные улицы в жилой застройке; Е — второстепенные улицы в жилой застройке, проезды, велосипедные дорожки. В пока еще действующем ГОСТе учитывались лишь основные автомобильные дороги.
Во-вторых, появились требования к очистке не только центральных дорог, но и улиц в жилой застройке. Срок устранения рыхлого («неуплотненный слой снега, откладывающийся на покрытии проезжей части на обочинах и тротуарах во время снегопада и метелей») или талого снега («снег, превращенный в жидкую массу противогололедными материалами, транспортными средствами и пешеходами») отсчитывается с момента окончания снегопада и (или) метели до полного его устранения, а зимней скользкости (лед или накат) — с момента ее обнаружения. На устранение рыхлого или талого снега на скоростных магистралях и магистралях общегородского значения будет отводиться по нормам не более 4 часов, для магистральных улиц районного значения и поселковых дорог — не более 5 часов. В течение 6 часов должны быть очищены от талого и рыхлого снега улицы и дороги местного значения, улицы в жилой застройке, проезды и велосипедные дорожки. Аналогичны и сроки устранения зимней скользкости.
В-третьих, появились требования к состоянию магистральных дорог во время снегопада. В ГОСТе прописано, что в период метели и до окончания снегоочистки на проезжей части дорог (не считая улиц в жилой застройке, велосипедных дорожек и проездов) допускается наличие рыхлого (талого) снега толщиной не более 1 сантиметра. Кроме того, добавлен пункт, согласно которому обочины магистральных дорог общегородского и районного движения, а также поселковых дорог должны быть очищены от снега по всей их ширине, обочины остальных дорог — на 50% их ширины.
В-четвертых, в новом ГОСТе появились требования к тротуарам, служебным проходам мостовых сооружений, пешеходным, велосипедным дорожкам и остановочным пунктам маршрутных транспортных средств. На их покрытии в городах и сельских поселениях наличие снега и зимней скользкости не допускается. В частности, были добавлены сроки по устранению зимней скользкости после снегопада.
Скорость уборки снега на тротуарах, пешеходных и велосипедных дорожках, а также остановках зависит от пассажиропотока. Если интенсивность движения пешеходов превышает 250 человек в час, то убрать рыхлый и талый снег городские службы обязаны в течение 60 минут, если менее 100 человек — за три часа. Устранить зимнюю скользкость коммунальщики обязаны от 12 до 24 часов, в зависимости от трафика.
В-пятых, в ГОСТе прописано, что в течение 6 часов должны быть убраны от снега заездные карманы остановок.
Это значит, что проезжая часть и пешеходные зоны в городах со следующей зимы должны быть полностью очищены от снега и наледи в максимально короткий срок.
..а что мешает это сделать завтра?