Принимаю условия соглашения и даю своё согласие на обработку персональных данных и cookies.

Сколько тонн «Бионорда» рассыпят на дороги Екатеринбурга до конца года. Считаем в слонах

15 ноября 2017, 13:30
Сколько тонн «Бионорда» рассыпят на дороги Екатеринбурга до конца года. Считаем в слонах
Фото: 66.RU
В октябре Екатеринбург опять утопал в грязи, в ноябре она застыла, но внезапная уральская погода еще может преподнести сюрпризы: декабрьские дожди и оттепели в январе. А значит — снова грязь. Вопрос о том, почему ситуация повторяется из года в год, волнует не только простых горожан, но и чиновников, и ученых. Последние, кстати, оправдали противогололедные средства, которые называли одной из главных причин появления жижи на дорогах. Теперь мэрия может со спокойной совестью закупать соли для посыпки улиц. Что, собственно, и делает. Сколько денег из городского бюджета уходит на «Бионорд» и хватит ли их на альтернативную борьбу с гололедом — читайте в материале 66.RU.

Осень радует жителей Екатеринбурга разнообразием: солнцем, снегом, заморозками и внезапными оттепелями. И, как всегда в межсезонье, город начинает утопать в грязи, которая меняется от состояния «засохшая пыль» и «замерзшее месиво» до «текучей жижи». Власти пытаются решать проблему пыли и грязи не один десяток лет. Чтобы вести войну с ней как можно более эффективными методами, ученые УрО РАН за 1,8 млн руб. проводят масштабное исследование причин превращения Екатеринбурга в Грязьбург.

66.RU уже публиковал первые результаты: виноваты глинистые почвы, автомобилисты, неправильные газоны и коммунальные службы, которые не озеленяют должным образом эти самые газоны. А вот противогололедный материал «Бионорд», как установили ученые, в формировании грязи Екатеринбурга ни при чем. Поэтому горадминистрация продолжит использовать «Бионорд» и дальше. Сити-менеджер Александр Якоб прямо заявил: посыпать дороги чем-то другим будут только в том случае, если вариант будет более экономически выгодным.

Редакция 66.RU посчитала тонны купленного реагента, и оказалось, что его не так уж и много.

Все зимние месяцы 2017 г. дороги Екатеринбурга посыпают «Бионордом». В конце 2016-го был заключен контракт на 102,5 млн руб. на поставку этого противогололедного материала.

Сколько тонн «Бионорда» рассыпят на дороги Екатеринбурга до конца года. Считаем в слонах
Фото: Сергей Логинов

Вместо круглогодичной борьбы с гололедом на эти деньги можно построить еще четыре ледовых городка, которые проработают месяц.

В итоге на весь год мэрия Екатеринбурга закупила 6 377 тонн твердых противогололедных материалов, а также 3 200 литров жидкой составляющей (согласно техзаданию, она предназначен для мытья дорог после зимы). Большую часть — 3500 тонны — «Бионорда» МКУ «Городское благоустройство» получило весной, оставшиеся 2877 тонн рассыплют на дорогах города до конца декабря.

Сколько тонн «Бионорда» рассыпят на дороги Екатеринбурга до конца года. Считаем в слонах
Фото: Сергей Логинов

На один квадратный метр дорог Екатеринбурга за весь год высыпают чуть более 400 грамм «Бионорда».

По данным на конец 2016 г., протяженность сети автомобильных дорог в городе — 1445,5 километра, а их общая площадь — 15 071 980 кв. метров. Таким образом, на один квадратный метр дороги в среднем за шесть зимних месяцев уходит всего 423 грамма «Бионорда».

Согласно нормативам, на квадратный метр площади требуется около 40 граммов реагентов. То есть за зиму один «квадрат» подвергается обработке «Бионордом» всего десять раз. Конечно, эти расчеты приблизительные. И какие-то категории дорог никогда не видели реагентов, а другие, центральные улицы например, обрабатывают чаще. Но в принципе, реагента получается не так уж и много, если учесть суровость уральского климата.

Сколько тонн «Бионорда» рассыпят на дороги Екатеринбурга до конца года. Считаем в слонах
Фото: Сергей Логинов

До конца года производитель «Бионорда» поставит еще почти 3 тыс. тонн противогололедных материалов.

Несмотря на то что производитель «Бионорда» уверяет, что препарат безвреден для людей (и нам нет смысла ему не верить: был бы опасен — многочисленные проверки уже бы это доказали) и эффективен, есть мнение, что реагенты не нужны вовсе. Достаточно просто хорошо чистить дороги. «Хорошо» с точки зрения требований безопасности дорожного движения и ГИБДД — это до асфальта. Но скрести ковшом по гололеду — только дорогу портить, считает Алексей Беззуб, бывший главный квартальный Орджоникидзевского района.

Алексей Беззуб (интервью 2016 г.):

— Механически убирать лед с дороги — долго, дорого и непродуктивно. И потом, если использовать для этого технику, а не реагенты, дорога будет портиться, а качество городской среды — понижаться. Поэтому единственный вариант — это соль. Мы в любом случае должны плавить лед. Потому что во время движения, когда автомобиль тормозит, из-за трения образуется тонкий слой воды в точке соприкосновения колеса и дороги. Он замерзает — и получается гололед. И мы от этого никуда не уйдем.

Как показали наши расчеты, сыпать каждый день «Бионорд» у дорожников не получится — его не так много закупают. Поэтому основная уборка все-таки ведется механическим способом. И вот тут есть куда стремиться. В этом году ДЭУ получили семь тракторов «Беларус» на 7 млн руб. По одной штуке на каждый район. А надо бы больше.

В марте 2017 г. бывший главный квартальный Орджоникидзевского района Алексей Беззуб уже подсчитывал: ежегодно на коммунальную технику нужно тратить не 7 млн руб., а 50. Чтобы обновлять парк тракторов и прочих машин в каждом районе на 2–3 единицы.

Алексей Беззуб, член Общественной палаты Екатеринбурга (интервью 2017 г.):

Сколько тонн «Бионорда» рассыпят на дороги Екатеринбурга до конца года. Считаем в слонах

— Если подумать, 50 млн руб. — не такие большие деньги. Для сравнения, ледовый городок обходится городу в 20 млн руб., но стоит при этом всего три недели. А если окажется, что городская казна ну никак не может найти упомянутые 50 млн, так давайте в этом честно признаемся: у нас грязно, потому что у нас нет денег.

Хотя в комитете по благоустройству и утверждают, что сил и техники хватает, все равно она требует обновления и средств на содержание. А бюджетное финансирование с каждым годом сокращается. Так, в 2016 г. на уборку улиц уральской столицы из бюджета Свердловской области было выделено всего 1,6 млрд руб. (вместо 2,5 млрд руб., как это было раньше).

Справедливости ради надо отметить, что количество тракторов — дело субъективное, а вот статистика — объективная. Согласно данным ГИБДД, во время снежного сезона (с ноября 2016 по март 2017 г.) в Екатеринбурге произошло 278 ДТП, совершению которых «способствовали неудовлетворительные условия содержания улично-дорожной сети». Проще говоря — из-за гололеда, наката, снега вследствие плохой уборки. За два года их количество практически не менялось, и в последнем сезоне цифры были вот такими: