Внедрение новой транспортной схемы, о которой весь город буквально кричал три недели, отложили на два года. Что там произойдет в 2019 году — пока не слишком понятно. Тем не менее готовить общественный транспорт и дороги к новым реалиям начнут раньше. Впереди чемпионат мира по футболу, который требует не только увеличения числа низкопольных автобусов, смены старого подвижного состава, но и выделенных полос. Что еще изменится в жизни общественного транспорта города до реформы, будет ли повышаться стоимость проезда и как теперь будут определять, каким коммерческим перевозчикам достанутся наиболее выгодные маршруты, — в нашем материале.
Необходимость в изменении транспортной схемы возникла из-за того, что существующая на сегодняшний день схема не удовлетворяет потребностям города: горожан, муниципальных и коммерческих перевозчиков, администрации, которая должна соблюсти интересы и одних, и других. Назрела необходимость изменения этой схемы. Рано или поздно, в каком бы составе ни существовала городская администрация, она придет к необходимости формирования новой схемы. Более того — уже многие города России пошли по этому пути в той или иной форме. Одни — путем каких-то хирургических изменений, другие пытаются у себя что-то принципиально поменять. У нас разговор шел о принципиальных изменениях.
На перенос внедрения новой транспортной схемы повлияло несколько факторов. Первый — обращения горожан. Среди них есть достаточно аргументированные замечания, на которые стоит обратить внимание. Мы посмотрели, что существующий вариант можно менять и совершенствовать. Второй фактор — подготовка инфраструктуры города к транспортной реформе. На сегодняшний день почти по всем направлениям сформирован необходимый объем — и объем достаточно приличный. Это и перенос остановок, и создание выделенных полос для общественного транспорта. Мы посчитали, что лучше нам на это потратить больше времени и соответственно средств с тем, чтобы переход был наиболее комфортным.
Дату мы устанавливаем исходя из максимального удобства для внедрения. Есть опыт внедрения этой системы в городах Европы и России, он говорит о том, что лучше всего это делать летом, когда минимальное количество людей находится в городском транспорте. Мы посчитали, что лучше всего для этого подходит июль. Поэтому пока дата такая: 1 июля 2019 г.
О выделенных полосах к ЧМ-2018
К ЧМ-2018 выделенные полосы появятся на пути следования клиентских групп FIFA.
Первое направление по развитию новой транспортной схемы — создание приоритета при движении общественного транспорта. В первую очередь мы собираемся и делаем большое количество полос для общественного транспорта. Это полосы для движения так называемых клиентских групп FIFA, которые мы собираемся реализовывать в этом году. Это 28 отрезков улиц, на которых в этом году поставят камеры фотовидеофиксации. Мы прекрасно понимаем, что если на выделенных полосах не будет стоять камера, то создание такого рода полос — это деньги на ветер. А самое главное — что это будет дискредитировать саму идею. Поэтому если в 2017 г. нам удастся это сделать, я считаю, это будет большой шаг.
Внедрение выделенных полос упирается в отсутствие камер фотовидеофиксации. А их появление — в отсутствие финансирования.
По всем маршрутам общественного транспорта, особенно по высокочастотным маршрутам, которые мы планировали сделать в новой сети, также будут создаваться выделенные полосы. Мы условно их разбили на две части: где три и более полос движения транспорта; и где две полосы для движения общественного транспорта в одном направлении. Там, где три и более полос, — просматривается вариант с наименьшим ущербом для движения остального транспорта. Пока мы просчитываем возможность организации самих полос без ущерба для остального потока — личного транспорта. Мы собираемся на существующих отрезках улицы создавать полосы для движения общественного транспорта. Все-таки у нас в городе создан приоритет для людей, которые двигаются в общественном транспорте.
Пока мы пытаемся проанализировать, как изменится движение личного транспорта на дорогах с двумя полосами в каждую сторону, потому что в реалиях получается, что для автомобилистов остается всего по одной полосе. Мы не можем допустить, чтобы там была постоянная пробка. Если ситуация будет патовая — ну, наверное, и не будем ничего делать. Все зависит от того, как эти участки будут снабжаться камерами фотовидеофиксации. У нас в полуторамиллионном городе всего десять таких камер. Для примера, в Москве — 4500.
Всего должно появиться 66 отрезков выделенных полос. Сразу после чемпионата мира по футболу (при условии наличия камер) мы организуем 20–22 таких участка.
Еще один важный и затратный момент, который нужно учитывать при внедрении новой транспортной схемы, — перенос остановочных комплексов.
Вопросом переноса остановок мы занимались как раз при планировании внедрения новой маршрутной сети. Мы говорили о создании 14 новых остановок — это в тех местах, где пересадка в принципе была невозможна в новой сети. Второе — у нас было назначено 66 точек пересечения транспортных маршрутов, где мы решали вопрос по приближению остановок друг к другу. Передвинуть остановку — достаточно серьезная задача. Во-первых, мы должны обеспечить требования безопасности. Во-вторых, как правило, нужно не только павильон передвинуть, но и соответствующую инфраструктуру: сформировать «карман», а иногда и подходы нужно формировать фактически заново. То есть здесь приличный объем работ, который связан еще и с приличными деньгами.
В июне 2017 г. заканчиваются контракты со многими перевозчиками. Последующая работа с ними будет строиться исходя из одного принципа. Есть 220-й федеральный закон, который вышел в 2015 г. и регламентирует построение условий работы новых перевозчиков. В чем принципиальное отличие нового ФЗ: сейчас в условиях конкурса выставляется не услуга по перевозке пассажиров, а выполнение транспортной работы. А по новому закону, перевозчику будет задано выполнение конкретных условий, которые он должен выполнять: когда начинать работать на маршруте, когда заканчивать, сколько транспортных средств должно быть на маршруте, какого типа и качества они должны быть и др. Вплоть до того, что есть города, которые на торги выставляют форму, которую должен тот или иной перевозчик обеспечивать своим водителям и кондукторам.
Второе отличие. Определяется начальная максимальная цена контракта, которая считается как составляющая доходной, расходной части, и те возможные субсидии, которые могут быть на этом маршруте. Потом весь этот пакет выставляется на конкурс. Тот перевозчик, который предложит лучшие условия по конкурсу, выигрывает и начинает работать на этом маршруте. Сразу надо сказать, что, как правило, в договор закладываются штрафные санкции по невыполнению тех показателей, которые являются частью конкурсной документации и частью договора. Если перевозчик не выполняет эти условия, то на него накладываются определенные штрафы вплоть до разрыва контракта. Мы планируем, что последующая работа с существующим перевозчиком будет до 2019 г. на условиях, которые я только что перечислил.
Глава транспортного комитета не исключает, что стоимость проезда будет продолжать расти, однако внедрять повременную систему оплаты в мэрии пока не планируют.
До 2019 года внедрять повременную систему оплаты проезда не имеет смысла. Повременная схема позволяла бы компенсировать дополнительные затраты перед пересадкой. При существующей маршрутной сети уже пересаживаются 30–35% горожан. И я так понимаю, что существующий тариф, в принципе, удовлетворяет их. Внедрять повременной тариф — это дополнительная техническая забота, а мы не считаем это необходимым.
Повышение стоимости проезда зависит от того, будет ли у нас достаточный уровень дотаций для покрытия убытков транспортников. Если да — стоимость проезда, в принципе, может понижаться. Если дотаций будет еще меньше, то еще не факт, что стоимость проезда останется на том же уровне.
О муниципальном транспорте
Убытки муниципального транспорта Екатеринбурга составляют 2 млрд руб. в год.
Возможность муниципальных предприятий нормально жить в основном определяется возможностями бюджета, который финансирует их убытки по результатам их транспортной работы. Если возможности бюджета будут достаточными для компенсации этих убытков, то предприятия будут существовать. Если возможностей у бюджета не будет, то жизнь предприятия будет под вопросом. На сегодняшний день бюджеты предприятий сформированы с минимальными возможными убытками. И сейчас решается вопрос о компенсации их в рамках существующих положений и регламентов.
На сегодняшний день состояние предприятия, мягко выражаясь, не очень хорошее. Убытки существующей маршрутной сети составляют 2 млрд руб. в год для всех предприятий маршрутной сети. И это не только муниципальный транспорт. Коммерческие предприятия эти убытки компенсируют другим образом: снижением качества работы, серой зарплатой и т.д.
О «Е-карте»
«Е-карта» может появиться еще в нескольких городах области.
У «И-сети» поставлена задача на 2017 год реализовать оплату через онлайн-сервисы. Еще одна задача — увеличение объема оплаты по «Е-карте» и расширение географии ее применения. В эту систему уже включилась Верхняя Пышма, прорабатывается вопрос и по другим городам. В двух городах области есть проекты по применению «Е-карты». Нас интересуют в первую очередь крупные города, которые сами проявили заинтересованность и где есть какой-то экономический смысл.
О пассажирском контроле за водителями и кондукторами
Пассажиры могут жаловаться на водителей и кондукторов. Правда, для этого свои жалобы им надо обосновать документально.
В параметрах оценки работы перевозчика есть параметр «наличие жалоб». Если имеются жалобы и они носят обоснованный и подтвержденный документально характер, это тоже влияет на оценку работы перевозчика — вплоть до штрафных санкций, а дальше видно будет. Например, у нас есть запрет на курение водителей в транспортных средствах. И если эта жалоба подтверждается — штраф перевозчику.
Чтобы подтвердить жалобу, есть несколько вариантов: или пассажир сам подтверждает факт, или он подтверждается работой нашей транспортной инспекции, или, в конце концов, у нас есть объективные средства — у всех перевозчиков есть средства видеофиксации всего, что делается в салоне. И по условиям конкурса, перевозчик обязан предоставлять всю информацию о том, что происходило на маршруте. Это, по большому счету, требования безопасности.
О поездках чиновников в общественном транспорте
Глава транспортного комитета признается, что предпочитает ездить в муниципальном, а не коммерческом общественном транспорте. И ему трамваи и троллейбусы нравятся. Я езжу в общественном транспорте, особенно мне нравится муниципальный. Каждый раз, когда я езжу коммерческим транспортом, в большинстве случаев убеждаюсь, что поступающие на него жалобы — обоснованные. В 2016 г. у нас было 1115 жалоб на транспорт, 99% — на коммерческих перевозчиков. Хоть мне не сильно нравится пользоваться коммерческим транспортом, я специально это иногда делаю, чтобы самому проверить, и вижу: все то, что люди пишут, — правда, за редким исключением.
Собственно говоря, поэтому мы и хотели создать новую сеть — чтобы по конкретным участкам улицы ездили один-два вида транспорта и такого бардака не было.
О новой транспортной инспекции
Следить за передвижениями всех автобусов, маршруток, трамваев и троллейбусов будет Центр управления пассажирскими перевозками.
Еще одна принципиальная вещь, которую мы собирались реализовать в новой маршрутной сети: с учетом требования федерального закона, должно быть создано подразделение, которое мы называем Центром управления пассажирскими перевозками. У нас в проекте есть закупка специального программного обеспечения, которое в режиме реального времени отслеживает всех перевозчиков, которые должны работать в городе. И в течение определенного времени, с заданной периодичностью, давать отчет о выполняемой транспортной работе в той форме, в которой мы запрашиваем.
Пока у нас этим делом занимается лишь транспортная инспекция — в основном по обращениям граждан. И контролировать весь объем по транспорту в Екатеринбурге пока не представляется возможным.
О продвижении новой транспортной схемы
Информацию о новой транспортной схеме планируют размещать на остановочных комплексах в доступном для жителей виде.
У нас был сформирован достаточно серьезный медиаплан по внедрению новой транспортной схемы, где планировалось, во-первых, тиражирование и печать всех схем в виде буклетов, листовок, которые мог получить каждый. Во-вторых, мы планировали на всех остановочных комплексах (их у нас в городе более 1500) разместить новую схему маршрутной сети. В 2019 г. мы все-таки эту схему разместим — в большом, читаемом формате. Мы планируем, что на каждой остановке будет обозначено, где находится горожанин, и он сможет сориентироваться: вот я стою здесь, какой транспорт будет тут проходить и куда я могу добраться.
У нас уже есть обращения тех организаций, которые занимаются визуализацией транспортной схемы: «Яндекс.Транспорт», 2Gis. Предлагают свои услуги и простые горожане. Мы планировали, что у нас появится отдельная страница даже в рамках существующей маршрутной сети. И хотим запустить специализированное приложение, которое сможет работать даже в рамках существующей сети. Это не такая простая задача.
P.S. Ну сделали Е-карты... ну хорошо, ну сделали оплату парковки в центре(но без штрафов, офигеть просто!!)... тоже неплохо... закупили автобусы низкопольные и на газу... окей... Оградили трамвайные пути на машиностроителей и высоцкого....ну да, ну да...Но почему так всё медленно и половинчато!! Сделайте уже что-нить!!! Фиг с ней с сценой! Было бы ради чего повышать!!! Доведите дела до конца!!! Мне чихать из какой вы партии
А за развязки спасибо
Вот человек явно с луны свалился!
Даже митинги в городе проходили против беспардонного повышения тарифов (у пенсионеров аж в 2.35 раза)
Он что, об этом не знает?
Не знает что у соседей по региону в Перми, Челябинске, Тюмени проезд стоит 20 рублей и перевозчикам этого хватает и на зарплаты и на налоги и на запчасти?
Он же все это знает, но собеседников держит за идиотов.
Я думал в мэрии только Высокинский, Якоб и Липович финансовыми потоками рулили в свои карманы. Ан нет, оказывается ещё один есть!
Например:
1. На каких улицах будут участки для ОТ? К чему готовиться автомобилистам и пассажирам, которые имеют право знать, что здесь они, возможно, проедут быстрее на ОТ.
2. Какие 14 остановок планируется переместить. Сотни, тысячи пассажиров хотят об этом знать.
3. Конкурсы перевозчиков мало интересует народ, а вот тех, дублирующих, которовых уберете не мешало бы и озвучить: как я должен буду планировать свою поездку если исчезент несколько коммерсантов?
4. Чиновники в ОТ ваще мало волнуют народ, т.к. все прекрасно понимают, что это блажь
Как вы собираетесь делать реформу, если у народа нет никакой конкретики? Ни одно изменение чего-либо еще нормально не проходило в режиме интриганства. Все какой-то шепот и подкаверная возня. Уверен, что таким образом, вы "достойно" придете к выборам
Не очень молодым, не очень здоровым, в мороз, ветер, дождь, слякоть, с тяжёлой сумкой, да с ребёнком - весело будет совершать пересадки? А если учесть, что зимой у нас всегда снег выпадает неожиданно)))), и не убирается неделями, что при оттепелях зимой выходишь на остановки, напоминающие каток вперемешку с буграми слежавшегося снега, присыпанного песком. Что летом после серьёзных ливней даже на центральных улицах из-за неработающей ливнёвки машины плывут, заливая волнами грязной жижи всех и вся....
Весело будет прыгать с остановки на остановку в таких условиях???
Если всё так печально с реформой, то, что тогда собирались делать в июне 2017? Опять людей на "мины", пусть сами выкалупываются??
Почему-то раньше переносили остановки ближе к людям, а сейчас, чтоб дальше не везти?!
И чистоту в муниципальном транскорте тоже как-то хотелось бы видеть! Сиденья с грязи трескаются!