Шутки про «холодное, но малоснежное уральское лето» и «страну вечнозеленых помидоров» перестают быть шутками. Это лето побило всевозможные антирекорды и просто не пришло в Екатеринбург. Из трех условно летних месяцев ясными были всего 25 дней. А средняя температура днем в июле не превышала 19 градусов (на три градуса холоднее нормы). При этом нынешний июль назван самым жарким на Земле за последние 135 лет. Видимо, температурный рекорд обошел Екатеринбург стороной. Бабьего лета екатеринбуржцы тоже не дождались. Мало того что не удалось покупаться или хотя бы погреться на солнце, жителей региона ждут гнилой картофель и золотые овощи. Вполне вписывается в концепцию продуктового эмбарго и антитурецких санкций.
В 2015 году стало понятно: ни о каких 35 рублях за доллар больше не может быть и речи. Рубль продолжит стремительное падение, и вряд ли что-то сможет вернуть его к докризисному уровню. Даже по самым пессимистичным прогнозам уральских банкиров и финансистов, доллар к концу 2015 года не должен был стоить больше 70 рублей, а евро — больше 74 рублей. Однако реальность оказалась страшнее.
Конечно, Свердловская область не нефтедобывающий регион, но за котировками Brent сегодня не следит только ленивый. В общем, нефть в 2015 году мы тоже потеряли. Оптимистичны только в правительстве РФ: бюджет на 2016 год сверстан с учетом барреля нефти за 50 долларов и доллара за 63 рубля. Между тем в декабре нефть достигла очередного дна и продолжит падать. Прогнозы на 2016 год один мрачнее другого — вплоть до 15 долларов за баррель. Скоро будем раздавать черное золото с доплатой.
В ноябре екатеринбуржцы лишились главного места для пляжного, теплого, дешевого отдыха у моря. После теракта в небе над Синаем российские власти запретили полеты в Египет. Многим туристам пришлось отказаться от путевок, приобретенных заранее, а россиян, уже отдыхающих на курортах африканского государства, стали эвакуировать из страны без багажа. Кстати, последние чемоданы и сумки прибыли в Кольцово только в конце декабря. Позволить себе Таиланд, Вьетнам, ОАЭ могут не все — из-за скачка валют цены на путевки увеличились в несколько раз. Кредиты брать тоже не вариант. Теперь вместо пляжа в Египте в лучшем случае дождаться лета — и в Крым. Или в суровые уральские профилактории — дышать свежим, морозным воздухом, обнимать березки и диетически питаться в столовых.
Перед самым Новым годом екатеринбуржцы лишились одного из основных поставщиков главного праздничного фрукта — мандаринов. После введенных антитурецких санкций Россия запретила ввоз фруктов, овощей, рыбы, мяса и специй из Турции. Цены в продуктовых магазинах тут же пошли вверх, что в конечном итоге отразилось на наших с вами кошельках и столах. Например, цитрусовые подорожали сразу на 25%.
Помимо турецких продуктов мы потеряли отдых в Турции (пока не сезон, это не так чувствуется, но факт остается фактом: дешевого пляжного отдыха уже не будет) и рискуем лишиться турецких шуб, джинсов и футболок.
Тяжелым и где-то даже трагическим стал 2015 год для автомобилистов. И дело не только в дорожающих бензине и ОСАГО. За год автомобильный рынок Екатеринбурга просел на 45%. А ноябрь стал одним из самых провальных месяцев, когда продажи новых легковушек сократились на 55%. В марте 2015 года, проработав на российском рынке более двадцати лет, о своем уходе заявил американский концерн General Motors. Вместе с ним мы лишились Chevrolet, Opel, Cadillac. Теперь вместо них автодилерам приходится продавать б/у автомобили и «Лады».
В 2015 году жители Екатеринбурга лишились сразу нескольких культовых заведений. Вместо них, правда, как грибы после дождя растут всевозможные бургерные. Но с некоторыми потерями смириться удается не всегда. Например, в феврале из-за кризиса и уменьшения потока клиентов закрылось единственное в городе котокафе «Кошкин дом». В марте в городе закрылся последний ресторан «Пожарка». В этом же месяце бар «Желтая подводная лодка» вынужден был переехать из бомбоубежища на проспекте Ленина. Собственник помещения не продлил с кафе договор аренды. С этого времени бар ищет новое помещение, но найти до сих пор не может. А в мае Екатеринбург остался без ресторана режиссера Федора Бондарчука.
В октябре 2015 года екатеринбуржцы лишились одного из крупнейших российских перевозчиков — авиакомпании «Трансаэро». Многие пассажиры считают, что вместе с «Трансаэро» они потеряли дешевые билеты и получили монополиста на рынке — «Аэрофлот». Попытки совладельца S7 выкупить находящуюся на грани банкротства авиакомпанию не увенчались успехом. Впрочем, ранее и «Аэрофлот» не сумел приобрести контрольный пакет акций.
В 2015 году доля заемщиков, досрочно погасивших свои обязательства по розничным кредитам, снизилась сразу в два раза. Особенно заметно, что люди не готовы раньше времени расплачиваться по автокредитам. Поэтому банки были вынуждены идти на крайние меры и ужесточать систему отбора потенциальных заемщиков. Банкиры отмечают, что вообще количество новых клиентов снизилось, кредитные организации предпочитают иметь дело с проверенными заемщиками. Екатеринбуржцы столкнулись с тем, что нахватать кредитов просто так, как это было раньше, уже нельзя. Да и брать приходится на более необходимые вещи — ремонт и автомобили, а не на свадьбы, путешествия и бытовую технику.
Премии, зарплаты и часто даже работа — вот чего лишились жители Екатеринбурга в 2015 году. Такой тренд был задан еще в 2014-м, но ситуация не улучшается. Горожане предпочитают сидеть на нелюбимой работе с низким окладом и непостоянной зарплатой, лишь бы не лишиться гарантированного заработка. Ведь на сегодняшний день безработными в регионе числятся 150 тыс. человек. И это только официальные цифры. По мнению экспертов кадрового рынка, эту цифру можно смело умножать на два, чтобы получить более-менее точную картину.
Возможно, где-то мы сгустили краски, а какие-то потери обернутся для всех новыми приобретениями. Портал 66.ru желает своим читателям в новом, 2016 году стабильного заработка, крепкого рубля, теплой погоды и хорошего отдыха!