Златовласка и три гнома. Павел Матяж — о четвертом сезоне «Ведьмака»

Сегодня, 10:38
Фото: Павел Матяж для 66.RU
Российские пираты выкрали у Netflix новый сезон их флагманского телешоу, переживающего не лучшие времена после потери фронтмена. «Супермен» Генри Кавилл покинул проект и уступил место Лиаму Хемсворту, известному главным образом родством с Крисом Хемсвортом по прозвищу «Златовласка».

Есть такой старый советский анекдот. В провинциальном театре с треском проваливается спектакль — основательно так: главная героиня не помнит текст, осветитель напился, один из актеров уснул прямо на сцене, другой свалился в оркестровую яму. Зрители начали выходить уже на десятой минуте, и к финалу в зале остались только мама режиссера и его бывшая, которая решила досидеть до конца, чтобы сполна насладиться глубиной его падения.

Ну и вот, наконец, всё заканчивается: поклон, занавес. Режиссер идет в гримерную на разбор, чтобы получить от труппы обратную связь. Актеры, гримеры и все прочие работники театра разбегаются кто куда, лишь бы избежать разговора. Но режиссер успевает поймать на выходе из гримерной последнего замешкавшегося артиста. И спрашивает:

— Ну как?

А тот ему:

— Ты знаешь, а мне понравилось!

С четвертым сезоном «Ведьмака» сложилась похожая ситуация. Можно сказать, проект оказался обречен уже тогда, когда стало известно об уходе Кавилла и о том, что его заменит Лиам Хемсворт. Слишком уж разные весовые категории у этих актеров, слишком несопоставимы харизма, брутальная внешность и хриплый героический рык божественного Генри с довольно средними внешними и вокальными данными младшего сына из австралийского актерского клана Хемсвортов. Кажется, весь проект как будто понизили в звании.

«Ведьмак» даже с Кавиллом в главной роли на протяжении всех трех сезонов вызывал протесты и критику как со стороны профильных СМИ, так и со стороны фанатов оригинальной книги. Еще яростнее и нелицеприятнее реагировали геймеры — поклонники одноименной компьютерной игры. Критиковали и характерный для Netflix толерантный кастинг, и несоответствие сценария тексту Сапковского, но больше всего — атмосферу: оптимистичная и жизнерадостная цветовая гамма, цветущие деревни и города, чистенькие, опрятные и нарядные горожане и деревенские резко контрастировали с мрачным, грязным и запредельно кровавым дарк-фэнтези из оригинального романа.

В сериал включили несколько суровых ночных сцен поединков Геральта из Ривии с разнообразными монстрами и пару коротких софт-порно эпизодов его встреч с чародейкой Йенифер. Но все это выглядело слишком несмело, слишком компромиссно, слишком лайтово. Вместо извращенного, жесткого секса — какой-то детский сад в мощном расфокусе, сквозь колышущиеся занавески, глубокой ночью, в зыбком свете свечей, где ничего нельзя разобрать. Вместо кровавого месива непрекращающейся междуусобной войны всех против всех — два-три довольно однообразных побоища, в которых седовласый Кавилл рубит в капусту разношерстные компании практически неподвижных статистов.

А макиавеллевские политические интриги, которым позавидовал бы сам Джордж Мартин, в руках нетфликсовских сценаристов резко утратили изощренность. Все выглядело настолько односложно и элементарно, будто слабоумный пытается обмануть и запутать зрителей.

Возможно, именно это, а не финансовый спор с руководством, подтолкнуло Кавилла покинуть очевидно тонущий корабль. Книжки Сапковского он не читал, но прошел и The Witcher (2007), и The Witcher 2: Assassins of Kings (2011), и The Witcher 3: Wild Hunt (2015), и сильно разочаровался в разнице между игрой и сериалом.

Если бы «Ведьмак» принадлежал Disney или Apple, он, вероятнее всего, не пережил бы потерю главной и, по сути, единственной своей звезды. Но Netflix на то и Netflix, что может себе позволить наплевать на фокус-группы, прогнозы, аналитиков и даже на вопящих фанатов — и выложить на свою собственную платформу все, что заблагорассудится.

А мы теперь можем увидеть, как это бывает. Что будет, если заменить ведьмака в сериале про ведьмака, причем с понижением статуса, — не Джона Леннона на Пола Маккартни, а Генри Кавилла на Лиама Хемсворта.

Жизнь иногда оказывается затейливей любой фантазии — нарочно такого не придумаешь.

Первое, что бросается в глаза — новый ведьмак действительно научился биться на мечах. В боевых сценах с участием Кавилла операторы в основном использовали крупные и сверхкрупные планы, где хорошо видно эмоции звездного актера, его зверские гримасы и сексуальные мускулы. А что именно происходит в самой битве — уже не так важно. С Хемсвортом все наоборот.

Похоже, продюсеры поделили немаленький гонорар Кавилла между младшим «Златовлаской» и каскадерами. Под воздействием этого магического эликсира Геральт из Ривии теперь дерется как Брюс Ли — вертится волчком, расшвыривая толпы врагов на протяжении одного сверхдлинного плана. Бои поставлены изобретательно и сняты интересно.

В перерывах между сражениями Ведьмак Второй помалкивает — чтобы изменившийся тембр голоса не так резал слух. Да и вообще он чаще делит экранное время с многочисленными партнерами. История в четвертом сезоне распалась на три больших рукава, в каждом из которых солирует свой персонаж.

Чародейка Йеннифер, которую по-прежнему играет восточная красавица Аня Чалотра, собирает выживших после бойни на Танеде волшебниц, чтобы дать бой архизлодею Вильгефорцу. Этот отрезок чем-то напоминает приготовления к битве за Хогвартс и саму битву из последней части поттерианы.

Британской малышке Фрее Аллан, которая по-прежнему изображает княжну Цириллу из Цинтры, уже исполнилось 24, и в этом сезоне у нее — подростковый бунт против родителей и попадание в дурную компанию. Утратившая магические силы, но не забывшая боевые навыки девушка становится частью воровской шайки под названием «Крысы».

Шестеро подростков разного пола, цвета кожи и комплекции промышляют грабежами и киднеппингом где-то на территории Нильфгарда: отрываются, танцуют, бухают и даже употребляют какие-то средневековые наркотики. Но малыши не знают, что император Эмгыр вар Эмрейс нанял для поимки девушки своего самого зловещего наемного убийцу — Лео Бонарда.

Ведь Цири в этой вселенной — местный Христос. Или скорее Нео. Чтобы подчеркнуть этот момент, шоураннерка Лорен Шмидт-Хисрих усилила съемочную группу самим Морфеусом. Знаменитый актер Лоуренс Фишберн III, лауреат премий «Эмми» и «Тони», а также номинант на «Оскар» и «Золотой глобус», сыграл в четвертом сезоне роль Эмиеля Региса Рогеллека Терзиеефф-Годфроя — более известного как Регис, вампира, целителя и соратника Геральта из Ривии.

В компании с Регисом, лучницей Мильвой, гномами, краснолюдами и неунывающим поэтом Лютиком ведьмак весь сезон пытается пробраться в Нильфгард, чтобы спасти Цири. Но гигантские кладбища, непроходимые болота, бурные реки и действия враждующих армий затрудняют его путь — в классическом соответствии с тропами фэнтезийной литературы и кино еще со времен Толкина.

Уход Кавилла не облегчил задачу маркетологам Netflix, но дал повод сценаристам и остальным участникам съемочной группы усилиться, чтобы компенсировать эту ужасную имиджевую утрату. Нельзя сказать, что все стало идеально, но многое удалось улучшить. В четвертом сезоне появились по-настоящему мрачные, грязные средневековые сцены и дерзкие анимационные вставки в духе раннего Тарантино или Ричи. А вот заслуживающих внимания эротических эпизодов так и не добавилось.

Новый «Ведьмак» не развалился. Наоборот — словно избавившись от давления звездного ореола, сериал вдруг ожил, расправил плечи и позволил себе быть просто честным приключенческим фэнтези без претензий на культовость. Создатели будто перестали пытаться понравиться всем сразу и наконец нашли собственный ритм: менее величественный, зато более увлекательный и пластичный. Камера дышит, монтаж не торопится, а второстепенные персонажи, раньше терявшиеся в тени Кавилла, обретают объем и характер.

И, пожалуй, главный сюрприз — сам Лиам Хемсворт. Он не пытается копировать предшественника и не играет героя «в бронзе». Его ведьмак — уставший, ироничный, временами неуклюжий, но живой. В нем нет божественной харизмы Генри Кавилла, зато есть редкое для сегодняшнего Голливуда качество — трудолюбие. Он честно отрабатывает каждую сцену, вывозит драки, не тушуется перед более звездными партнерами и не выпендривается. Возможно, именно этого и не хватало польской саге все эти годы — не звезды, не примадонны, а человек, который просто делает свою работу.

Удачного просмотра.

Павел Матяж
Кинообозреватель

Читайте также