«Не думала, что он будет жить так долго». История Евгении Никитиной, которая 15 лет проводит «Не темно»

Сегодня, 10:00
Фото: коллаж 66.RU
В середине февраля в ТРЦ «Радуга Парк» в тринадцатый раз пройдет фестиваль светового искусства «Не темно». Когда-то он начинался как камерная выставка для друзей. Но неожиданно для организаторов стал традиционным городским зимним фестом. В колонке 66.RU куратор «Не темно», президент фонда «Культурный транзит» Евгения Никитина рассказала, как менялся фестиваль на протяжении этих лет и каким она видит его в будущем.

Камерный фестиваль для своих

В 2010 году, когда я работала менеджером по проектам Екатеринбургской академии современного искусства (ЕАСИ), попала на фестиваль светового искусства GLOW в голландском Эйндховене. Арт-объекты для него делали профессиональные художники и студенты из самого Эйндховена, Италии, Германии и наши ребята из ЕАСИ. По моим ощущениям, там было много небольших, недорогих, но очень теплых и камерных инсталляций.

Увиденное в Эйндховене нас очень вдохновило — захотелось сделать что-то такое же в Екатеринбурге. Откладывать не стали — 23 декабря того же года прошло первое «Не темно». Тогда мы не называли это фестивалем. У нас было всего два арт-объекта Светланы Спириной и одна работа Тимофея Ради. Ими мы оживили пустые одноэтажные дома на улице Чернышевского, которые тогда реставрировали.

15 лет назад мы не рассчитывали, что к нам придут толпы зрителей — «Не темно» был для себя и для друзей. Мы сделали его на собственные деньги и рассказали про фестиваль у себя на страницах во «ВКонтакте». К нам пришло человек сто. Мы порадовались.

Расширяя географию

Мы стали проводить «Не темно» каждый декабрь — в одну из самых длинных ночей года. Первые фесты были очень камерными и проходили в разных локациях в центре. Мы ориентировались на любителей современного искусства — нам казалось, что они существуют. К нам в основном ходили студенты профильных факультетов и друзья из разных художественных институций.

В январе 2013 года, после официальной программы «Не темно», Тимофей Радя впервые установил абажуры на фонари около Оперного театра.

Но в 2014 году фестиваль вышел на новый уровень. Тогда «Не темно» проходил сразу в трех частях города: в центре, на Уралмаше (Белая башня) и в ДК ВИЗа. Его курировал Артем Антипин, и он привез первого зарубежного художника — HR-Стаменова из Болгарии, который устроил настоящую грозу в ДК.

https://player.vimeo.com/video/115634068?byline=0&badge=0?byline=0&badge=0?byline=0&badge=0?byline=0&badge=0?byline=0&badge=0?byline=0&badge=0?byline=0&badge=0?byline=0&badge=0?byline=0&badge=0?byline=0&badge=0

Тогда же у нас начали появляться друзья и партнеры — например, арх-группа Podelniki с Белой башней. К нам присоединилась их аудитория, а она уже отличается от нашей.

В 2018 и 2019 годах были самые «международные» «Не темно». По моему приглашению в Екатеринбург приезжал целый десант художников из Германии, Австрии, Нидерландов, Швейцарии, Польши, США, Туниса.

«Не темно 2019»: работа Aziz Aissaoui, «Между землей и небом»

Мы расширяли географию не только художников, но и районов, где проводился фестиваль. Стали уходить из центра, и в 2019 году сделали площадку в районе на Шишимской горке.

В 2020 году организовали фестиваль в парке Маяковского, и у нас появились новые зрители — активная молодежь и семейная аудитория. Мы не рассчитывали, что наш фест светового искусства будет чем-то массовым для города. Для этого нужны большие ресурсы и команда. А мы каждый раз делаем, что называется, «на грани». Я вообще не думала, что он будет жить так долго.

В 2022 году у нас была большая образовательная программа, которой занимались куратор и исследователь в области современного искусства Женя Чайка и технический директор фестиваля, художник, бизнесмен в области светового оборудования Игорь Маратканов. В ней участвовало очень много людей. В том числе и те, кто никакого отношения к искусству не имеет. У многих получились прекрасные работы.

Если бы у нас был неограниченный бюджет, мы бы снова проводили фестиваль в декабре

В 2023 году нам пришлось перенести фестиваль с декабря на февраль. Мне очень жаль, что пришлось отказаться от красивой идеи с самой темной ночью.

Но когда фестиваль только начинался, в 20-х числах декабря Екатеринбург еще не стоял в таких жутких пробках. Сейчас предновогодний коллапс начинается с середины месяца. Для фестиваля организовать нормальную рабочую логистику в таких условиях очень сложно. И зрителям добираться до площадки долго и некомфортно.

Кроме того, проводить мероприятия в декабре очень дорого. Все — от аренды оборудования до печати афиш — стоит в разы дороже. А в феврале все можно сделать комфортно.

Конечно, если бы у «Не темно» были неограниченные ресурсы, мы бы делали фестиваль в декабре и не меньше чем на четыре дня. А лучше — на неделю. Я бы обязательно привезла тех художников, которые мне нравятся, и как можно больше — из других городов и стран. Всем бы я платила высокие гонорары — особенно тем, кто работает с аналоговым светом.

Я бы очень хотела показать на «Не темно» работы китайцев. Они используют в световых инсталляциях самые передовые технологии и медиа. Было бы очень круто, если бы они устроили настолько крутое шоу, чтобы никто не понял, как оно сделано.

Люди живут везде — пусть фестиваль придет к ним

Но пока ресурсы ограничены, мы делаем что можем. В этом году мы проводим «Не темно» 15 и 16 февраля около «Радуга Парк». Я люблю новые пространства за пределами центра. У нас что страна, что большие города — очень централизованы. Но люди живут везде — пусть фестиваль придет к ним.

Инсталляции художников займут не только территорию природного парка около торгового центра, но и часть самого ТЦ. Так что люди смогут увидеть все 30 арт-объектов и не замерзнуть.

В этом году мы впервые провели всероссийский опен-колл и получили больше 100 заявок от художников из разных городов: от Калининграда до Петропавловска-Камчатского. При отборе работ, которые потом реализуются на «Не темно», мы ориентируемся на профессиональные представления об искусстве.

Однозначно, я сразу отвергаю весь китч и стараюсь брать как можно меньше работ с подсветкой. Все-таки гораздо интереснее, когда художники работают со свойствами самого света.

Еще один важный критерий при отборе — оригинальность идеи. В этом году были три заявки, которые я не стала брать просто потому, что «это уже было». Хотя бывают исключения.

Был год, когда художник Сергей Лаушкин решил создать на фестивале работу под названием «Небо». Сначала мы переживали из-за этого: дело в том, что ранее Тимофей Радя делал уличную работу с таким же названием. Она представляла собой серый баннер, в котором было вырезано это слово.

Поэтому мы и волновались из-за работы Сергея — вдруг она бы показалась вторичной. Но когда мы стали реализовывать проект Лаушкина, оказалось, что концептуально это совершенно другая, новая история, и работает она совсем не так, как арт Ради.

Сергей выложил «Небо» из зеркал на Плотинке. Они отражали солнце и голубое небо — было очень красиво. Позже стало темнеть и холодать, и зеркала стали затягиваться инеем. Когда мы их собирали после фестиваля, их уже почти не было видно. Как не видно серого неба ночью.

Самое главное для нас, чтобы люди получили удовольствие от фестиваля. Зрители не должны ходить по площадке и постоянно думать, что хотел сказать художник. Да, каждый год у нас есть серьезные и концептуально сложные инсталляции. Но я очень люблю многоплановые работы: хочешь так прочитай, хочешь так. Кто-то видит смысл, а кому-то просто ярко и красиво. Ну, красиво — это тоже хорошо, это тоже положительная эмоция. Пусть будет красиво!

Читайте также