Маленький принц возвращался домой. Павел Матяж — о фильме «Сент-Экзюпери»

7 февраля 2025, 13:56
Фото: Павел Матяж для 66.RU
В российском прокате — французско-аргентинское кино про знаменитого литератора и авиатора Антуана де Сент-Экзюпери. И его боевого товарища Гийома. В ролях «братьев-пилотов» — Луи Гаррель и Венсан Кассель.

Моряки и летчики были главной ролевой моделью последнего советского поколения. Это их воспевал Крапивин и призывала любить группа «Браво», про них рассказывал в своих первых моноспектаклях Гришковец.

Несмотря на европейское и буржуазное происхождение, литератор и авиатор Антуан де Сент-Экзюпери был частью этого романтического культа. Практически наравне с Маресьевым и капитанами Каверина. В библиотеках и книжных магазинах можно было найти его «Планету людей» и «Ночной полет». Но чтение это было не из легких, так что большинство ограничивалось сказкой про маленького принца.

Тем советским детям, которые сделали над собой усилие, сегодня проще. Ведь «Сент-Экс» (это прозвище писателя, так фильм называется в оригинале) во многом основан на материале «Планеты» и еще более ранних произведениях французского летчика, написанных им в начале 1930-х, когда он летал вдоль Кордильер и развозил почту по горным аргентинским деревушкам.

Полноценным байопиком «Сент-Экс» не назовешь — сценарий охватывает только несколько дней из жизни писателя. Правда, довольно насыщенных. За 1 час 38 минут экранного времени Экзюпери дважды попадет в авиакатастрофу, утопит один самолет, разобьет второй, угодит под поезд, в снежный буран и песчаную бурю. А еще тут его играет Луи Гаррель («Мечтатели», «Офицер и шпион», «Три мушкетера»), который совсем не похож на легендарного писателя.

Кадр из фильма «Мечтатели», режиссер Бернардо Бертолуччи, 2003 год, Великобритания, Франция, Италия

Впрочем, последнее скорее плюс. Никогда еще Экзюпери не был таким харизматическим красавцем и так не соответствовал образу героического летчика с непокорными кудрями и легким длинным шарфом, развевающимся на ветру.

Вместо прекрасной дамы, которую следует от чего-нибудь спасать такому характерному протагонисту, у Экзюпери-Гарреля — Венсан Кассель. Тут аргентинский режиссер и сценарист Пабло Агеро строго следует текстам оригинала. А в «Ночном полете» и «Планете людей» искать посреди пустыни и вытаскивать из злоключений Сент-Эксу и его коллегам приходилось в основном друг друга. Из-за сложных погодных условий и несовершенства конструкции своих легких самолетов пионеры авиации частенько падали и страдали от полученных травм, нападений враждебных туземцев, холода, жары, жажды и голода. И рассчитывать могли только на своих друзей-летчиков.

В начале фильма пилот Анри Гийом, которого играет Кассель, спасает Экзюпери-Гарреля. Но в следующей сцене терпит бедствие сам. И теперь уже Сент-Экс должен ответить любезностью на любезность и вытащить друга из передряги.

Прекрасная дама там тоже есть. И на ее роль даже взяли Диану Крюгер, которая играла Елену Троянскую в «Трое» и Бриджит фон Хаммерсмарк в «Бесславных ублюдках». Но в целом она в безопасности. Поскольку работает диспетчером в небольшой авиакомпании «Аэропосталь» и по сценарию должна находится на земле и мучиться от неизвестности, пока «братья-пилоты» Кассель и Гаррель где-то там совершают подвиги, преодолевая шторма.

Геройствует, в соответствии с заголовком фильма, Сент-Экзюпери. Кассель тут скорее приглашенная звезда, что-то вроде свадебного генерала. Он ненадолго появляется в начале, а все остальное время где-то там за горизонтом, притягательный, но недосягаемый.

По плану сценариста, Экзюпери/Гаррель не такой крутой пилот, как Гийом/Кассель. И самолет у него не такой прокачанный. Так что многочисленные злоключения для Сент-Экса еще и точка роста. Чтобы спасти товарища, ему нужно преодолеть себя, прыгнуть выше головы, стать лучше. И написать об этом.

Судя по всему, в Европе и Аргентине читатели тоже в основном знакомы с творчеством Экзюпери по «Маленькому принцу». Поэтому пишет Антуан именно его, включая в текст будущего суперхита аргентинских мужчин, женщин и детей, которых встречает в ходе поисков друга. Тут будет и лисенок и роза. А вот кто из двух путешественников-авиаторов сам «маленький принц», понятно не вполне. Да это и неважно. Главное — процесс, сам полет, поиски и приключения.

Пабло Агеро не пытается изобразить конкретного Экзюпери, который, по сравнению с волооким красавчиком Гаррелем, выглядел довольно прозаично, а создает образ из романов. Он показывает нам Сент-Экса-мечтателя, выдуманного, идеализированного авиатора и литератора, который ищет дорогу к сердцам своих будущих читателей.

Для тех из них, кто дочитал тогда «Ночной полет», это, конечно, настоящий подарок. А для всех остальных тут есть бескрайняя сельва, жгучие пески и снежные вершины. Гаррель и Кассель, летящие на своих винтажных бипланах сквозь снега и метели. И Елена Прекрасная, которая ждет их обоих дома.

Удачного просмотра.

Павел Матяж
Кинообозреватель

Читайте также