Революция с песнями и плясками. Павел Матяж — о фильме «Злая»

29 ноября 2024, 14:37
Фото: Павел Матяж для 66.RU
На пиратских стриминговых сервисах России появилась пышная голливудская экранизация хитового бродвейского мюзикла с супермегазвездой Арианой Гранде в главной роли.

Это довольно непросто принять, но прямо сейчас на планете, помимо всего прочего, происходит настоящий попсовый ренессанс. Десяток сладкоголосых исполнителей и исполнительниц уровня Майкла Джексона (если судить по количеству премий «Грэмми», «Эмми», «Оскар», «Тони», платиновых альбомов, слушателей на концертах и подписчиков в соцсетях), самым старым из которых лишь немного за 30, в эту самую минуту записывают мегахиты, рвут в клочья чарты и зарабатывают миллионы на стадионах. Любой голливудский продюсер отдаст что угодно, чтобы заполучить в свой фильм Гарри Стайлса, Джастина Бибера, Билли Айлиш, Оливию Родриго, Селену Гомес, Сабрину Карпентер, Тейлор Свифт, Майли Сайрус, Дуа Липу или Ариану Гранде.

Сегодня повезло корпорации Universal. Ведь мисс Гранде, обозначенная в титрах своим полным именем Ариана Гранде-Бутера, согласилась сыграть главную роль в их новейшем проекте «Злая», приквеле «Волшебника страны Оз», поставленном по одноименному мюзиклу, с большим успехом идущему на Бродвее уже почти 20 лет.

Впрочем, не вполне главную. Роль у Арианы на самом деле второго плана. В истории о Злой Ведьме Запада, придуманной в 1995 году писателем Грегори Магуайром, она играет Глинду, добрую волшебницу Юга, то есть, скорее, антагонистку. Ну, или как минимум очень неоднозначного персонажа. Бывшую лучшую подругу, превратившуюся в злейшего врага. Здесь она выступает еще и в качестве рассказчицы. Именно с ее точки зрения зрителю предлагается взглянуть на детство и юность Эльфабы. И именно она в центре большей части постеров к фильму. Потому что именно она сейчас мегазвезда, новая леди Гага, Мадонна и Мэрилин Монро.

До появления компании Disney, в 1930-е, Universal считалась главным поставщиком развлекательного контента для детей в кинотеатры США. Потом мышиная корпорация на долгие годы захватила лидерство в детском сегменте. Но сегодня, когда диснеевские принцессы все чаще проваливаются в прокате, а супергеройская вселенная Марвел буксует, конкуренты стараются наверстать упущенное.

«Злая» от Universal довольно органично смотрится в ряду постмодернистских переосмыслений отрицательных персонажей последнего десятилетия, от «Круэллы» и «Малифисенты» до «Венома» и «Джокера», в которых бывшие живодеры, тираны, инопланетные убийцы и психопаты предстают жертвами жестокого обращения, манипуляций общественным мнением и культуры отмены. В «Злой» много и от Круэллы, и от Малифисенты, а при желании можно найти черты и Джокера, и Венома, и Морбиуса с Локи.

Героиня истории — малышка Эльфаба получила зеленую кожу в наказание за грех своей легкомысленной матери, которая при живом муже родила ее от любовника. Все вокруг, начиная с неродного отца, травили и мучили девочку с самого раннего детства. Примерно тогда же Эльфаба обнаружила в себе редкий дар — невероятно мощные магические способности. И всю жизнь боролась с окружающей серостью и убогостью, отстаивая свою гениальность и инаковость.

Основная часть сюжета мюзикла посвящена студенчеству Эльфабы (ее сыграла Синтия Эриво, британская певица и актриса, лауреатка премий «Тони» (2016), «Эмми» (2016) и «Грэмми» (2017). Оказывается, во вселенной Волшебника страны Оз тоже есть свой Хогвартс. Только учатся там дети постарше и называется он «Шиз», ни больше ни меньше.

В рамках университетской программы Эльфаба обзаводится лучшей подругой (вот ее-то и сыграла Ариана Гранде), романтическим увлечением (Джонатан Бейли — Энтони Бриджертон из «Бриджертонов»), нужными связями (Мишель Йео в роли директрисы университета) и политическими пристрастиями (Питер Динклэйдж озвучил тут буквально старого козла, но нам в РФ этого не услышать).

Все эти четыре фактора сыграют важную роль в дальнейшей судьбе одаренной студентки, но политика — все же ключевую. Выясняется, что в стране Оз поднимает голову фашистская диктатура с лжеволшебником в качестве локального Гитлера (эту роль с неподдельным шармом исполнил Джефф Голдблюм). Бывший ярмарочный фокусник, случайно попавший сюда на воздушном шаре, быстро освоился в мире жевунов и мигунов и даже занял трон правителя государства.

Однако рейтинги падают. Все больше подданных начинают подозревать в лидере самозванца и задавать вопросы о легитимности. Чтобы пресечь эти опасные тенденции на корню, Оз исполняет старый как мир диктаторский фокус — перенаправляет внимание толпы с самого себя на общего внешнего врага. В качестве цыган, евреев, негров, американцев, ирландцев, геев, квадроберов (нужное подчеркнуть) тиран предлагает народу говорящих животных.

Как известно, все звери во вселенной Фрэнка Баума говорят. И не только говорят — поют, танцуют, читают лекции в университете, занимают руководящие посты и государственные должности. Коварный Оз предлагает видеть в этом угрозу и запускает антианималистическую кампанию. Зверей начинают ущемлять в правах, лишать права голоса и увольнять, но это только вершина айсберга. В дьявольских планах престарелого диктатора — сажать новорожденных детенышей в клетки, чтобы пресекать в них изначальные способности к речи.

Эльфаба, с младенчества знакомая с ксенофобией и притеснениями из-за цвета кожи, возмущена действиями правительства, но оказывается чуть ли не единственной жительницей волшебной страны, которую не устраивают фашистская риторика и методы Оза. Из неравнодушной защитницы прав животных со временем она превращается в полноценного лидера сопротивления и главного противника деспотизма. И только ее незаурядные магические способности на дают Озу и его спецслужбам разобраться с Эльфабой обычными для тоталитарных режимов методами.

Не имея возможности физически устранить противника, диктатор решает дискредитировать опасную оппозиционерку. Во всеуслышание он для начала объявляет ее воровкой, потом умалишенной, а под конец – злой ведьмой и врагом государства.

Таким образом, весь сюжет старой доброй детской сказки про Дороти, Тотошку и путешествие по дороге из желтого кирпича оказывается основан на лжи. И не просто лжи, а злобной фашистской пропаганде, направленной на устранение политического соперника.

Ах да. Все это еще и в стихах, с песнями и масштабными танцевальными номерами. Ведь «революция без танцев не стоит того, чтобы ее устраивать», — говорил совсем по другому поводу террорист по кличке «Вэ» из «V — значит вендетта».

Нам тут в РФ будет непросто оценить вокальные партии мисс Гранде, мисс Эриво, миссис Йео, мистера Голдблюма и многих других, поскольку «Злая» полностью дублирована и вместо голосов американских и британских поп-идолов жители бывшего СНГ стран услышат их безымянных русскоговорящих дублеров. Но посмотреть на танцы ничего не мешает. Тем более, что они очень даже. Не «Лебединое озеро», конечно, но вполне революционные.

Удачного просмотра.

Павел Матяж
Кинообозреватель

Читайте также