Из-за сокращения улова лососевых на Дальнем Востоке, Сахалине и Камчатке стоимость одного из главных атрибутов новогоднего стола увеличится до 10 тыс. рублей за килограмм. Мы сравнили, как менялась цена на красную икру за последние пять лет, и точно можем сказать, что таких скачков цен раньше не было.
В октябре килограмм икры лососевых рыб, по данным Росстата, стоил 8104 рубля. С начала года продукт подорожал на 37%. По оценкам участников рынка, к Новому году цены могут вырасти еще на 10–20% и приблизиться к 10 тыс. рублей за килограмм.
Причиной такого подорожания называют плохой улов. Если в 2023 году в России выловили 600 тыс. тонн, то в 2024 году — только 230 тыс. тонн, то есть почти в три раза меньше. По словам председателя Рыбного союза Александра Панина, низкий объем добычи связан с природной особенностью — двухгодичной цикличностью вылова: в нечетные годы он высокий, в четные — низкий.
Однако, судя по официальной статистике, раньше даже в четные годы таких скачков цен на икру не было. Для этого мы сравнили данные с 2020 по 2024 год, зафиксировав три точки: цена на начало года (январь), цена в начале сезона вылова (август) и цена в октябре (т. к. более поздних цифр за этот год Росстат не дает).
Прирост цен на красную икру с января по октябрь, %:
- 2020 год — плюс 7,3%
- 2021 год — плюс 13,5%
- 2022 год — плюс 5%
- 2023 год — минус 1% (к концу года икра подешевела)
- 2024 год — плюс 36,8%
- Есть продукты, которые дорожают быстрее, чем красная икра. Правда, стоят в разы дешевле деликатеса. Так, картофель за год вырос в цене на 125%, репчатый лук — на 45%, свекла — на 45%.
- Тенденция к росту цен продолжится как минимум до весны. На инфляцию давят санкции, которые ужесточают импорт, а также дефицит кадров, из-за чего опережающе растут зарплаты и заложенное в бюджет увеличение тарифов на ЖКХ и перевозки.
- Высокая ключевая ставка сейчас единственный фактор, способный замедлить рост цен, считает директор офиса рыночных исследований и стратегии Росбанка Евгений Кошелев. Ее действие отражается на экономике с лагом в два-три квартала. Именно к весне будет видна реакция на ужесточение политики регулятора, которое началось летом 2024 года.
Александра Морозова
журналист