Принимаю условия соглашения и даю своё согласие на обработку персональных данных и cookies.

Джокер носит Prada. Павел Матяж о фильме «Круэлла»

4 июня 2021, 13:36
Джокер носит Prada. Павел Матяж о фильме «Круэлла»
Фото: Павел Матяж для 66.RU
В корпорации «Дисней» решили поработать над имиджем Круэллы, одиозной суперзлодейки из 1960-х, знаменитой своим намерением сделать шубу из 101 далматинца. В новом прочтении она – богемная дизайнерка одежды, непризнанный гений, а эти тупые обыватели, как всегда, ничего не поняли. У нее и в мыслях не было обижать далматинцев. Хотя, откровенно говоря, причин не любить этих злобных тварей у нее предостаточно.

Бурное развитие интернета, поисковики, социальные сети, новые медиа открыли для всех желающих личную жизнь знаменитых злодеев во всем многообразии и подробностях. В открытом доступе дневники и письма, детские фотографии и рисунки Гитлера и Муссолини, Чикатило и Мэнсона и многих других. Такая объемная презентация не поколебала общественное мнение в отношении Гитлера или Чикатило, но образ менее одиозных негодяев утратил былую однозначность. И вот уже не такие они и злодейские: Чарльз Мэнсон больше не главный маньяк в американской истории, а слегка увлекшийся проповедник, Джек-потрошитель – не жестокий убийца, сатанист и садист, а ревностный защитник короны, а Иосиф Сталин – не кровавый тиран, а великий стратег и успешный менеджер.

Впрочем, голливудские продюсеры попали под обаяние зла задолго до изобретения интернета. Они превращали жизни итальянских мафиози и латиноамериканских наркобаронов в шекспировские трагедии для семейной аудитории начиная с тех же 1960-х. Великий американский актер Аль Пачино так тонко познал темную сторону силы, изображая симпатичных гангстеров, что замахнулся на самого князя тьмы и предложил зрителю образ не устрашающий, а привлекательный, не исчадия ада, но влиятельного бизнесмена, делового человека, по долгу службы вынужденного принимать сложные решения.

Джокер носит Prada. Павел Матяж о фильме «Круэлла»
Фото: kinopoisk.ru

Корпорация Уолта Диснея не стала бы мировым лидером по производству визуального контента, если бы была не в состоянии улавливать подобные тренды. Пробным камнем было решено сделать «Спящую красавицу». Классическая сказка оказалась переосмыслена и рассказана с точки зрения злой колдуньи. В новом прочтении она не злодейка, а экофрендли-персона, защитница лесов, полей и болот от хищнической деятельности человека. Перезапуск «Малифисенты» оказался очень успешным коммерчески. Первая часть собрала в прокате 758 миллионов долларов, вторая – поменьше, но она и в производстве была дешевле. Таким образом выяснилось, что аудитория готова и постмодернистские переосмысления образов суперзлодеев и злодеек можно ставить на поток.

Джокер носит Prada. Павел Матяж о фильме «Круэлла»
Фото: kinopoisk.ru

«Круэлла» тем не менее находилась в мутном производственном потоке 10 лет. За это время команда продюсеров, режиссеров и сценаристов сменилась несколько раз. В разное время к написанию сюжета подступались Алин Брош Маккенна («Дьявол носит Prada»), Келли Марсел («50 оттенков серого»), Стив Зисис («Она»), Дана Фокс («Однажды в Вегасе») и Тони МакНамара («Фаворитка»). Все они внесли что-то свое в новый образ одиозной лондонской дизайнерши, помешанной на щенячьих шкурках. Корни ее безумия было решено искать в раннем детстве.

В этом «Круэлла» похожа на большинство претендующих на психологическую достоверность историй о маньяках. Причины всегда в семье, в комплексах и травмах, которые нанесли бедному ребенку окружающие взрослые. Тут можно вспомнить «Красного дракона» или сразу несколько проектов Тима Бертона от «Эдварда руки-ножницы» до «Чарли и шоколадной фабрики», описывающих ужасы взросления и формирования будущего маргинального изгоя. Но проще всего, конечно, приравнять «Круэллу» к «Джокеру», недавнему успешному проекту DC. Там тоже было про становление суперзлодея и так же много времени посвящено рассказу о детстве героя.

Джокер носит Prada. Павел Матяж о фильме «Круэлла»
Фото: kinopoisk.ru

В детстве маленькую Круэллу звали Эстелла. Но темное альтер-эго проявлялось уже тогда, выручало малышку в стрессовых ситуациях, но доставляло немало хлопот ее ангелоподобной матери и школьным учителям. Ребенок с биполярным расстройством сокрушил систему образования сельской британской школы, и поэтому мать с дочкой вынуждены были отправиться за поиском приличного учебного заведения в Лондон. Талантливым дизайнерам нечего делать в деревне.

Однако по пути они свернули под землю. В ходе череды нелепостей на показе мод, косвенным образом связанных с троицей зловредных далматинцев, мама Эстеллы/Круэллы безвременно скончалась, свалившись в море с обрыва. А юное дарование оказалось предоставлено само себе в самых глубинах лондонского дна. И принялось воровать.

Для диснеевского фильма здесь непривычно много заимствований и культурных апроприаций. Два подельника Круэллы, мелкие лондонские жулики, которых сыграли Пол Уолтер Хаузер («Дело Ричарда Джуэлла») и Джоэл Фрай («Игра престолов»), будто вышли из фильмов Гая Ричи (для аудитории 12+). В дальнейшем сюжет явно наследует и даже развивает идеи «Дьявол носит Prada», похоже это написала Алин Маккенна, а вот все унижения и абьюз, который юной Круэлле пришлось вынести на службе в индустрии красоты, это уже от Тони МакНамары – Эмма Стоун точно так же страдала и унижалась в «Фаворитке», даже одета была при этом похоже. Впечатление это производит странное – классные, интересно придуманные и реализованные сцены соседствуют с абсолютно провальными и нелепыми. Фильм как будто слеплен из нескольких разных, очень непохожих историй и выглядит как лоскутное одеяло.

Если кто-то и достоин за все это «Оскара», то это художник по костюмам. У Дженни Беван их уже два – за «Комнату с видом», мелодраму 1985 года с Хеленой Бонэм Картер, и «Безумный Макс: Дорога ярости», который в представлениях не нуждается. Для Эстеллы/Круэллы и ее партнерши/антагонистки Баронессы, которую сыграла Эмма Томпсон, она создала около 80 костюмов. И когда фильм подходит к своей кульминации, костюмы эти две главные героини меняют буквально как перчатки.

Ведь если нужно было бы объяснить в двух словах, о чем на самом деле фильм «Круэлла», то он не о гении и злодействе, не о биполярном расстройстве, не о проблемах генетики и детском воспитании и уж точно не о становлении суперзлодейки. Он о дизайне одежды. Это такой экскурс в историю британской моды на рубеже 60–70-х для самых маленьких, когда на смену чопорной классике пришли художники из поколения хиппи и панков. Костюмов там множество, и все они выглядят очень впечатляюще, центральная часть фильма вообще напоминает какой-то непрекращающийся показ мод.

Но для неспециалиста, тем более ребенка, это все равно очень сложно. Поэтому видеоряд дополнен не менее впечатляющим саундтреком. Игги Поп, The Clash и Sex Pistols, Led Zeppelin и Doors, каверы на Beatles и Джеймса Брауна, Electric Light Orchestra, Queen, Tina Turner, Nina Simone, Blondie, Bee Gees, Florence + The Machine и многие другие разжевали для широкой публики концепцию панк-революции в фэшн-индустрии, которую устраивает Круэлла, подмяв под себя робкую Эстеллу. Ну или попытались по крайней мере. Наверное, именно на авторские отчисления за песни и ушла львиная доля 200 миллионов долларов, которые были потрачены на производство «Круэллы». Должны же были диснеевские боссы рано или поздно раскошелиться и подкинуть ветеранам рок-н-ролла денег на пиво.

Сложно сказать, насколько это соответствовало ожиданиям аудитории. Кто-то наверняка хотел увидеть феминистскую версию «Джокера», которую обещали первые трейлеры. А те, кто помнит Круэллу только по «101 далматинцу», просто хотели поностальгировать и сводить детей на что-то ненапряжное. Всех этих людей ждет крутой облом. А вот фанаты панк-рока и кройки и шитья, если такие вообще существуют, точно будут в восторге.

Приятного просмотра.