Семь ЧП за одну неделю. Почему российские «Суперджеты» ломаются и горят, но продолжают летать

Сегодня, 12:39
Фото: Getty Images / Anadolu/Orhan Cicek
Один Superjet загорелся в аэропорту Антальи, один экстренно сел из-за срабатывания датчика неисправности, еще пять экипажей самолетов сообщили о неполадках на борту. Однако отказываться от SSJ-100 в России не станут. Аргументов три: лайнер не имеет дефектов конструкции, в происшествиях виноват человеческий фактор, а при эксплуатации Airbus и Boeing возникает слишком много трудностей.

Семь происшествий за неделю

Хроника инцидентов с Sukhoi Superjet за неделю:

https://t.me/aviationmode/9693

Авиаинцидентов становится больше

В среднем в год в России происходит около 800 авиационных инцидентов, 60% из них — из-за отказа техники, пишет «Ъ» со ссылкой на Росавиацию. The Wall Street Journal со ссылкой на данные немецкой исследовательской компании Jacdec сообщает, что в 2023 году количество авиаинцидентов в России выросло в два раза — с 36 до 74. На каждые 100 тыс. вылетов в 2023 году, пишет WSJ, случалось около 10 происшествий, в то время как в 2022-м — 5.

«Если брать во внимание сухие цифры, в 2024 году количество авиапроисшествий и в коммерческой авиации, и в авиации общего назначения по сравнению с прошлым годом выросло. Наибольшее число авиапроисшествий произошло при выполнении полетов на вертолетах. Несмотря на это, Россия находится в общемировом тренде безопасности полетов, опасных тенденций в этой области нет», — сообщили в Росавиации.

Что касается Superjet, то число технических инцидентов удвоилось за последние годы, подсчитал профильный телеграм-канал Aviaincident. Учитывались только неполадки, не вызванные внешними факторами. Больше всего проблем было связано с работой двигателей и системы шасси.

Почему Россия не откажется от Sukhoi Superjet

Sukhoi Superjet 100 — пока единственный серийный российский самолет, разработанный после распада СССР. При этом лайнер примерно на 70% состоит из импортных комплектующих. После февраля 2022 года проект получил название Sukhoi Superjet New. Для импортозамещенной версии понадобится заменить на российские 64 узла и комплектующих иностранного производства, их разработка обойдется в 50 млрд рублей (цены 2022 года) без учета российских двигателей. Сертифицировать SSJ-New должны были еще в 2023 году, но перенесли на 2025 год.

Сейчас российские авиакомпании эксплуатируют порядка 150 Sukhoi Superjet. Наибольшее количество таких самолетов — в авиапарке «России» (часть лайнеров передал «Аэрофлот» после авиакатастрофы в 2019 году), Red Wings, «Азимута», «Ямала» и «ИрАэро».

Пресс-секретарь Росавиации Артем Кореняко отметил, что в 2023 году ежедневно самолетами Sukhoi Superjet безопасно летали в среднем 25,7 тыс. человек.

«Поводов отказываться от эксплуатации Superjet 100 нет. Предварительные данные говорят, что причина этого авиационного события кроется не в конструкции самолета», — рассказал Кореняко, комментируя возгорание самолета в Турции.

В «Ростехе» призвали «не демонизировать» Superjet после случившегося.

«Если условный «Мерседес» попадает в аварию, это не значит сразу, что автомобиль плохой. Все известные серьезные авиапроисшествия с Superjet связаны либо с человеческими, либо с неблагоприятными внешними факторами», — заявили РБК в госкорпорации.

Бывший гендиректор Red Wings Евгений Ключарев в интервью 66.RU отмечал, что ранее вопросы были к техническому обслуживанию Superjet, а не к безопасности.

«В катастрофах почти всегда виноват человек. И для этого на его некомпетентность и ошибки должно наложиться сочетание нескольких причин и факторов. За последние годы по вине техники произошли две серьезные катастрофы, как вы помните, в Индонезии и Эфиопии, но случились они с иностранным типом судов», — отмечал Ключарев.

Единственная авиакатастрофа с участием «Суперджета» произошла в 2019 году. При жесткой посадке в Шереметьево самолет загорелся, погиб 41 человек. Однако, по версии правоохранительных органов, причиной случившегося стали ошибочные действия пилотов.

Российские авиаперевозчики после разрыва отношений с Airbus и Boeing начали возвращать в строй Superjet, от полетов на которых по разным причинам воздерживались ранее. Из-за санкций российские авиакомпании сталкиваются с трудностями при эксплуатации зарубежных лайнеров.

«Нам летать больше-то не на чем. Мы летаем на том, что есть, и у нас вариантов-то немного. Тот факт, что нет жертв в такой ситуации (посадка Sukhoi Superjet в Турции, — прим. ред.), как раз говорит в «плюс» самолету. Да это прекрасный самолет, понимаете? Все сработало, все системы, все люки открылись, все трапы надулись, и очень четкая, слаженная работа экипажа бортпроводников», — цитирует Ura.ru экс-конструктора ОКБ «Сухой» Вадима Лукашевича.

Александра Морозова
журналист

Читайте также