Фицкарральдо и медведь. Павел Матяж — о фильме «Приключения Паддингтона 3»

Сегодня, 10:02
Фото: Павел Матяж для 66.RU
В российских кинотеатрах официально и без sms стартовал показ триквела британской семейной комедии о самом интеллигентном и добром медведе в мире. В главных (после компьютерного мишки) ролях: Антонио Бандерас и Оливия Колман.

В 2017 году «Приключения Паддингтона 2» произвел такой фурор и собрал такую впечатляющую кассу, что критики сравнивали его с «Терминатором 2» и вопрос о целесообразности триквела даже не стоял. Однако шли годы, а третья серия все откладывалась. Сначала звездные режиссер и сценарист Пол Кинг и Саймон Фарнэби ушли снимать приквел про Вилли Вонку, вслед за ними проект покинула оскароносная Салли Хокинс, а потом ударила пандемия. «Паддингтон 3» угодил в производственный ад.

Ну или, скорее, адок. Локдаун, потеря режиссера, сценариста и ведущей актрисы — это, конечно, довольно серьезные проблемы, но случались в истории мирового кино съемки и подраматичнее. Например, инфернальный «Фицкарральдо», унесший жизни как минимум десятка перуанских индейцев, миллионы американских долларов, ментальное и физическое здоровье режиссера и всей съемочной группы.

Кадр из фильма «Фицкарральдо», режиссер Вернер Херцог, ФРГ, 1982 год.

Новый режиссер «Паддингтона» Дугал Уилсон проявляет себя высоколобым интеллектуалом, вставляя цитаты из «Фицкарральдо» в свой семейный аттракцион. Антонио Бандерас появляется в кадре одетый как Клаус Кински и заводит точную копию того самого патефона, которым надеялся приобщить к культуре дикие племена безумный фанат оперы из фильма Херцога.

Перекочевали в третьего «Паддингтона» и место действия в виде бассейна Амазонки, и сам сплав по великой реке (по-английски фильм так и называется — Paddington in Peru). Вот только помыслы у героев британской семейной комедии не такие эксцентрические и амбициозные, как у Брайана Суини Фицджеральда.

Впрочем, в XXI веке подобные подвиги уже и без надобности. Всю Южную Америку снимали в студии на «зелёнке», без угрозы для местных обитателей, с одной стороны, и безопасности актеров, режиссеров и денег продюсеров — с другой.

Если не обращать внимания на эстетские цитаты из немецкого артхауса 1980-х и ветхозаветных мюзиклов вроде «Звуков музыки», вставленные специально для горстки синефилов и тех критиков, которые еще помнят, как семь лет назад пели второму «Паддингтону» дифирамбы за визуальную схожесть с «Отелем Гранд Будапешт» и «Французским вестником» Уэса Андерсона, то третья часть напоминает диснеевские «Чудеса на виражах». Только в 3D. Остросюжетные приключения в Южной Америке с использованием катеров, гидропланов, комических злодеев, ищущих «Эльдорадо», и, конечно, медведей. Их здесь великое множество, но в центре действия все тот же, единственный и неповторимый.

Отсидев в тюрьме, медвежонок Паддингтон получает британский паспорт и решает незамедлительно воспользоваться возможностью путешествовать в любую страну мира. Тем более что как раз получает письмо из Перу от матери-настоятельницы (Оливия Колман) местного дома престарелых для медведей (для тех, по каким-то причинам не видел предыдущие серии: в душевной и милой вселенной Паддингтона все как обычно, только есть еще разумные, говорящие медведи), которая волнуется за тетю Люси, которая волнуется за своего внука Паддингтона. Недолго думая, Брауны вместе со своим медвежонком и вездесущей миссис Бёрд (Джули Уолтерс), отправляются в гости, но, прилетев, выясняют, что тетушка бесследно исчезла в джунглях.

В лучших традициях «Индианы Джонса» в поисках вызывается помочь энергичный местный капитан (Антонио Бандерас), который на поверку оказывается не так прост, поскольку страдает от золотой лихорадки и дурной наследственности. Ему постоянно досаждают призраки погибших в поисках индейского золота родственников: конкистадоры, картографы, старатели, священники и авиаторы, и всех их, понятное дело, тоже играет Бандерас. Неупокоенные души взывают к своему жалкому правнуку и требуют, чтобы он отыскал-таки в этих джунглях хоть что-нибудь, чтобы стать достойным своих алчных предков.

В сравнении со своим предком семилетней давности, третий «Паддингтон» — это, конечно, гигантский шаг назад. Перенос действия из Великобритании нанес сокрушительный удар аутентичности франшизы, не говоря уже о том, что в старой доброй Англии остались Брендан Глисон, Джим Бродбент, Питер Капальди, Бен Миллер, Джоанна Ламли, Ноа Тейлор. И Хью Грант. Сказалось и проклятие третьего фильма. На одних только цитатах из Херцога и Спилберга далеко не уедешь.

Эмили Мортимер — вполне достойная замена Салли Хокинс, но вместе с Полом Кингом, Саймоном Фарнэби и уэсандерсоновской симметрией кадра из третьего «Паддингтона» начисто смыло весь драматизм. Действие по-прежнему может вызвать улыбку, как любая слэпстик-комедия, полная нелепых падений, пинков, шлепков и прилетающих в морду тортов. Но любые намеки на серьезные конфликты, моральные дилеммы, проблемы хоть какого-то выбора из сюжета, сознательно или нет, исключены. А от приторной слащавости и навязчивой доброты всех без исключения персонажей истории сводит зубы. Кажется, что если прищуриться, в списке сценаристов можно будет разглядеть Сарика Андреасяна.

Сложности с эмоциональным восприятием таких плоских, написанных одной краской персонажей тут возникают ровно такие же, как в какой-нибудь «Гудбай, Америке» или «На солнце вдоль рядов кукурузы». Невозможно по-настоящему переживать из-за таких одинаково приятных, но одинаково скучных людей, которые к тому же, очевидно, неплохо проводят время, путешествуя по Амазонке в компании миленьких компьютерных зверюшек.

С другой стороны, похоже, что наше тяжелое, драматичное время одинаково тяжело для всех. И британцы устали от апокалиптических новостей не меньше, чем россияне. В преддверии Нового года «Приключения Паддингтона 3» предлагают всем желающим свои киноантидепрессанты. Эскапистское приключение для аудитории 6+, бесконфликтное и аполитичное, насколько это вообще возможно, совершенно ничем не привязанное к пугающей реальности, душевное до омерзения.

Удачного просмотра.

Павел Матяж
Кинообозреватель

Читайте также