Вы верите в совпадения?
В ночь на 1 ноября 2022 года, когда все праздновали Хэллоуин, неизвестный в костюме жнеца (длинный черный плащ с капюшоном) пробрался в дом красавицы Лорен и повесил ее за шею на веревке. Два года спустя, 1 ноября 2024 года, я начал читать книгу американца Дэвида Эллиса «Дом лжи», где он рассказывает об этом убийстве и других преступлениях.
Эллис знает, о чем пишет. Он много лет занимается юридической практикой, сейчас — судья апелляционного суда Иллинойса. С 2002 года сочиняет детективы. Его роман «Дом лжи» (в оригинале — Look closer) отметила в литературном обзоре The New York Times за хорошо выстроенные сюжетные линии, одна из которых связана с ненадежным рассказчиком. Из юристов иногда получаются авторы бестселлеров (вспомним Джона Гришэма). Сильная сторона их текстов — интрига, построенная на законодательных коллизиях, но литературного мастерства авторам хватает не всякий раз — это правда.
«Дом лжи» — триллер с элементами детектива и очень хитрым сюжетом. У него множество плюсов и некоторое количество минусов. Иногда в рамках определенного жанра автор отказывается от балласта, чтобы история могла взлететь (вероятно, замысел был таким), хотя есть писатели, способные добиваться результата, не отказываясь от всяких «литературностей».
Как бы что-нибудь тут не проспойлерить.
|
---|
Один из главных персонажей — молодой приятный преподаватель Саймон. Он рассчитывает получить повышение в университете, но понимает, что должность, скорее всего, достанется другому. На стороне Саймона его знания, талант преподавателя и любовь студентов, ведь он хороший парень на самом деле. Конкурент — скорее бездарь, но из богатой и влиятельной семьи.
Проблема в том, что в прошлом Саймона есть сомнительная и вроде бы даже кровавая история. Ректор что-то знает и через легкий шантаж предлагает ему уступить место сопернику.
Размышляя об этом, Саймон возвращается домой и встречает девушку, в которую был влюблен почти двадцать лет назад. Лорен. Та самая Лорен, чей труп найдут в ночь на 1 ноября, примерно через полгода. По всем косвенным признакам убийца — отвергнутый любовник. Именно эту версию будут прорабатывать детективы в течение всего текста. Проще говоря, искать Саймона.
|
---|
Есть еще Викки. Супруга Саймона, которая ждет третьего ноября — в этот день стукнет 10 лет их браку и она получит право распоряжаться деньгами мужа. Речь идет о двадцати миллионах долларов. Ах да. Саймон очень богат — отцовское наследство. И это вторая история, за которой мы будем наблюдать — как Викки ищет и находит финансового консультанта, который поможет ей лишить Саймона денег. Доступа к трастовому фонду мужа она ждала все эти 10 лет — таким было завещание его отца. Викки не собирается обокрасть мужа, просто хочет получить свою долю, а остальные деньги вложить в ценные бумаги, чтобы и Саймон жил в достатке. Тот — типичный раздолбай — специалист по праву, который не умеет платить за квартиру (прямо как я). У финансового консультанта, впрочем, свои планы — он собирается обмануть Викки и забрать деньги себе.
Как эти две истории связаны с гибелью Лорен (и не только ее) читателю предстоит узнать.
Бежим по критериям.
|
---|
Я мог бы сказать, что это триллер о пороках современного американского общества, но нет. Мы видим классический сюжет, завязанный на деньгах, предательстве и сексе. Такая история могла бы стать основой хорошего детективного сериала — начиная от «CSI: Место преступления» и заканчивая «Мыслить как преступник». Роман написан профессионально и холодно (об этом ниже). Его главное достоинство — сложносочиненный сюжет. С другой стороны, чего еще вы ждете от триллера? Не достоевщины же с угрызениями совести. В итоге мы не станем оценивать идею, а используем такой критерий, как оригинальность, — для жанровых книг он ближе. В этом смысле текст Эллиса не оригинален, но сделан по-настоящему свежо.
Это не самая сильная сторона текста. Но опять-таки — поверил ли я придуманному автором миру? Да, на 100%. Он сделал ровно то, что нужно. Ровно то, что нужно для истории в этом жанре, и не использовал ни одного лишнего слова. Прочувствовать атмосферные особенности читателю не удастся. Мир в этом романе всем знаком и понятен по другим детективным романам.
Персонажей я описал в самом начале и теперь предлагаю задаться вопросом — увлекательны ли они сами по себе? Предположу, что нет. По описанию, это обычные люди. Но внутри истории каждый из них выполняет свою роль, и к этому я веду. В книге Светы Павловой, о которой мы упоминали в прошлый раз, важен характер и внутренний мир главного персонажа, а эти герои другие. Они — функции в авторской мозаике и интересны читателю исключительно в этом качестве. Рядовой преподаватель–добрая душа и девушка, с которой он живет. Простые американские обыватели — вне криминального сюжета их жизнь и отношения вряд ли кому-нибудь интересны. Это персонажи, которых можно легко заменить другими.
Вы, вероятно, уже поняли примерный уровень романа: то, что я скажу о литературном стиле, не имеет большого значения — здесь это не главное. Не могу не отметить: автор часто разжевывает читателю вещи, которые персонажам и так хорошо известны. Это типичная ошибка сценаристики, когда оба героя, будто в театре, ведут диалог для зрителей. В духе: «Дорогая супруга, как ты знаешь, наш ребенок учится в самом престижном университете мира, и, как еще ты знаешь, он добился определенных успехов…». Текст прямо изобилует такими штучками, бросающимися в глаза. Автору не хватает изобретательности, чтобы донести до нас информацию другим способом. Это и легкая литературность — неестественность диалогов или, я бы даже сказал, стерильность. Трудно поверить, чтобы в реальной жизни при таком лихом и жестоком стечении обстоятельств герои обошлись бы без крепкого словца, но его тут нет. Совсем. И мы снова понимаем — это продукт для понятной целевой аудитории.
Хитрый, крутой, завлекающий читателя с первой страницы и умело обманывающий до последней, когда все переворачивается с ног на голову. У меня были некоторые претензии к автору по части некоторых сюжетных натяжек, но в конце он меня уделал, и это прекрасно. Сомнений больше нет. Я признаю, что поверил его рассказу. Да, это не детектив, и загадка — не главная пружина сюжета, тем более что открывать карты автор будет постепенно.
Но в любом случае это профессиональная высококлассная работа.
Посчитаем
Если вы любите триллеры, можете смело докинуть еще балл за то, что в главном критерии — в сюжете — текст действительно хорош. Вам понравится то, что вы прочитаете. Один мой знакомый — известный литературный критик — сказал о «Доме лжи»: «Перевернув последнюю страницу, я заорал от восторга».
Критики нечасто так говорят.