Основатель DUO Константин Матвеев: «Рост цен на кофе — это информационная спекуляция»

17 февраля 2025, 09:24
Фото: Ольга Юшкова, Антон Буценко, Анастасия Кеда, 66.RU
Уступая по числу точек своего сегмента лишь Simple Coffee, сеть кофеен DUO отрапортовала о миллиардной выручке в 2024 году и запланировала федеральную экспансию. В интервью 66.RU фаундер сети Константин Матвеев впервые рассказывает о ближайших планах по расширению в формате франшизы, критике качества кофе в DUO, информационных спекуляциях о «кофейной инфляции» и о схожести английских пабов и российских кофеен.

Интервью получилось довольно большим. Так что если у вас нет времени прочитать его целиком сейчас, ниже — краткий пересказ. В каждом из перечисленных тезисов — гиперссылка. Нажав на нее, вы попадете ровно в то место текста, где Константин Матвеев этот тезис раскрывает.

Константин Матвеев

— Константин, прошлом году у вас открылось три новых кофейни, последняя — в «Мегаполисе». С этого момента не было ни одного открытия, кроме еще одной кофейни в «Пассаже»…
— Да. Теперь в «Пассаже» у нас полностью весь этаж.

— Почему решили увеличить площадь?
— Не хватает места для гостей. Нужно больше посадочных мест, нужно больше касс. Слишком маленькая кофейня, всего 70 квадратных метров. Физический поток гостей, желающих у нас купить кофе, гораздо больше, поэтому мы решили расшириться в «Пассаже».

— По цифрам это действительно самая проходимая ваша точка.
— Кофейня в «Гринвича» не уступает. «Высоцкий» тоже рядом. Но локация в «Пассаже» для нас самая передовая. Потому что мы там много технологических экспериментов проводим. Поэтому на эту кофейню мы обращаем много внимания.

— О каких экспериментах речь?
— Это секрет. Публично рассказывать не готовы.
Мы проводим эксперименты по захвату внимания, производственной модели, работе с гостем, увеличению скорости, улучшению гостевого восприятия — из-за четкого и прозрачного трафика.

«В целом рынок растет. Создается благодатная почва для открытия большого количества заведений. И Simple Coffee открывается, и Engels, и все основные игроки».

— Насколько DUO уже покрыл Екатеринбург?
— Конечно, новые точки возможны. И они будут.
У нас есть три формата: торговые центры, стриты, бизнес-центры. В Екатеринбурге строятся и ТЦ, и стриты, и БЦ. Город активно развивается и растет, а мы вслед за ним. Рынок вообще — и рынок кофе, и рынок готовой еды — очень сильно нарастающий.
В целом рынок России растет. Создается благодатная почва для открытия большого количества заведений. И Simple Coffee открывается, и Engels, и все основные игроки.

— Ждем новые кофейни DUO в Екатеринбурге?
— Есть большой хороший торговый центр «Мега». Мы находимся на конечной стадии переговоров. Мы проектируемся в ТЦ «Золотой». Там будет самая уникальная кофейня сети. Надеемся открыться там к началу 2026 года. Но все зависит от темпов строительства торгового центра.

— В декабре открылся гастромолл «Главный». Почему вас там еще нет?
— Наверное, гастромолл нам подходит. Просто мы всегда требуем уникальных условий. Но к нам применили общий подход, и это нормально. Мы работаем по-другому. Нам всегда надо по-другому архитектурно вписываться, мы не можем быть не передовым проектом.
Если у нас с руководством «Главного» состоится очередная встреча и они услышат, чего мы хотим, то вполне возможно, что DUO там появится. Для нас важно, чтобы это было знаковое место.

— После долгого перерыва район «Екатеринбург-Сити» продолжил застраиваться. Через несколько лет это будет крупнейший деловой центр города. DUO прямо напрашивается в этом районе.
— Мы внимательно следим за развитием локации.

— Раньше ты несколько раз говорил, что хочешь открыть DUO в Москве. Продвинулись в этом вопросе?
— Мы пока еще ничего не арендуем, ничего не строим. Это идея, к которой я вместе с командой подбираюсь все ближе. Но наша бизнес-модель должна быть очень крепкой и работать в разных торговых центрах.

— До Москвы может появиться какой-то другой город?
— Не просто может, а появится. Тюмень, например, и Сургут.

— Франшиза?
— Да. Есть франчайзи, которые готовы открывать. В этом году.

— При масштабировании сети качество как минимум на время теряется. Как вы будете себя от этих рисков защищать?
— Все дело в людях у нас, как обычно. В выборе правильных партнеров франчайзи мы в определенной степени ограничиваем скорость роста. Многие компании выступают за высокую скорость роста, но DUO смотрит на эти вещи по-другому. Мы и в прошлом году могли расти быстрее, просто технически себя сдерживали.
Ты прав, одна из проблем роста — это потеря качества. Решение: выбор правильных партнеров и контролируемый рост.

«Чашка кофе всегда будет доступной для горожан. Все прикладывают много усилий, чтобы цена не взлетала».

— Недавно мы узнали, что цена на сырье и, соответственно, кофе выросла. Можешь прокомментировать, как с этим у вас, насколько увеличились цены за последний месяц-два?
— Я бы это, скорее всего, назвал в большей степени информационными спекуляциями. Это инфоповод, который очень тяжело проверить. Сейчас фьючерсы выросли на 0,75%, и это существенно. Но, скажем так, кофе, кофейные напитки типа капучино, латте, флэт-вайт как были, так и останутся самыми маркерными, самыми доступными для людей.
Кофейни должны оставаться доступными, и они останутся очень доступными. У нас есть вот какой маркер. Я иду по городу, хочу себя чем-то порадовать и заскакиваю в кофейню. В зависимости от того, что я люблю — Engels, Simple Coffee, «Французский пекарь», DUO. Иногда миксую заведения.
Чашка кофе всегда будет доступной для горожан. Все компании, которые я только что назвал, прикладывают много усилий, чтобы цена на чашку не взлетала.
Катастрофически кофе не подорожает. Например, в России сезонно дорожает бензин, но это не какие-то катастрофические цифры.
Поэтому предлагаю считать, что это информационная манипуляция. Все нормально, все спокойно. Да, немного подорожал кофе, немного подорожало молоко. Все в пределах разумного. Так было всегда.

— У вас одних из немногих среди кофеен действовала и действует резидентская программа. Раньше, помню, была скидка 50%, сейчас около 30% стала. Что случилось?
— Интересный вопрос.

— Это экономические соображения? На кассе же никаких подтверждений не требуется. Условно, сотрудник универмага Bolshoy рассказывает про кодовое слово друзьям, и они подходят, получают скидку. Это же неконтролируемый поток.
— Для вас — да. А для нас контролируется.

— И как же?
— В рамках одного интервью тяжело объяснить. По первому образованию я математик.

— Ты имеешь в виду некие математические модели?
— Есть некоторые математические модели, согласно которым резидентская программа имеет экономический смысл. Многие используют это в бизнесе, я не первооткрыватель.

— У вас есть лозунг «Все дело в людях», который уже давно действует, закрепился за вами и не меняется. Значит ли это, что кофе как напитку можно уделять меньше внимания, если все дело в людях?
— Да нет, конечно. Наверное, мы в большой степени уделяем внимание и количеству сотрудников, которых мы обучаем, и кофе, с которым мы работаем, и технологиям, с которыми мы представлены на этом рынке, и времени, с которым мы действуем. В большей степени уделяем внимание времени и качеству напитка.
Когда мы говорим, что все дело в людях, то имеем в виду, что все-таки люди ходят в кофейни не только за кофе. Люди ходят на людей: пообщаться друг с другом за кофе, пообщаться с бариста.
То есть кофейни — это место социализации. И мы свой вклад в культуру вносим следующим образом. В США я встречал, изучая разные культуры, домовые бары. И вот когда отец пьет у отца чашку за чашкой (или кружку за кружкой), они общаются и знакомятся.
В Англии это пабы, где пьют самые разные люди. В Италии, которую я очень сильно люблю, люди собираются на площадях, вот в таких центральных местах, за чашечкой кофе. Иногда за бокальчиком вина они где-то обсуждают разные вопросы, социализируются. Человек — существо социальное. Одному ему, как правило, плохо.
Создание третьих мест для общения, где человеку просто будет комфортно — наша миссия.
А если говорить о технологиях производства и качестве продукта, то я думаю, что мы одни из лучших в России.

«Мы анализируем все отзывы. Это происходит раз в неделю. Если там действительно есть что-то технически важное и полезное для системы, мы это исправляем».

— Наверняка находятся люди, которые изначально были с вами с Куйбышева, самой первой точки, и которые могут говорить сейчас: «Раньше было лучше!» Встречаете ли вы такие отзывы? Как работаете с этим?
— Абстрактные негативные отзывы, конечно, мы встречаем. Но вот здесь помогает второе мое образование, психологическое. Я магистр психологии с красным дипломом. И тут я вспоминаю, что люди всегда говорят только о себе. И когда тебе дают негативную обратную связь, человек говорит про себя. Чаще всего понимание этого помогает мне более спокойно, с принятием относиться к этим вызовам.
Мы анализируем все отзывы. Это происходит раз в неделю. Если там действительно есть что-то технически важное и полезное для системы, мы это исправляем.
Но очень часто это больше крики о помощи, когда человеку просто плохо, ему нужно куда-то компенсировать. Люди обычно сами компенсируются, но могут компенсироваться в том числе и в социальном пространстве.
И тогда мы выполняем роль большого психотерапевта. Такая разрядка для людей. В клубах, к примеру, люди дерутся. А у нас иногда высказываются негативно.
Мы относимся с большим принятием, потому что в Екатеринбурге много заведений. Если кому-то очень сильно не нравится то, что мы делаем, можно просто спокойно перейти на противоположную сторону улицы и продолжить пить свой любимый напиток в другом месте.
Главное, чтобы в целом с кофе и культурная социализация росла.

— Летом ты говорил мне, что вы хотите строить большое комьюнити через мероприятия. Думали про кофейный фестиваль. Как сейчас?
— У нас достаточно много сотрудников, около 300, то есть мы, наверное, по размеру больше, чем комьюнити. Планы есть разные. Пока не готовы анонсировать.

— Хорошо. Была ли когда-то мысль сделать одну из кофеен круглосуточной?
— Думали, но делать это, наверное, не будем.

— Даже в Кольцово?
— Вопрос дипломатический для меня, конечно. У Кольцово свое представление о том, как должны работать операторы. А у меня свое представление, как должны работать кофейники.
Слушайте, все дело в людях. Это определенная нагрузка, ночная нагрузка на сотрудников. Это романтично с точки зрения экономики, но нужно, чтобы часть сотрудников работала по ночам. Это не самая комфортная история, не лучшая идея для здоровья.
Нас вполне устраивает вставать рано и ложиться рано.

— На твой взгляд, могла бы в Екатеринбург зайти такая сеть, как московская «Кофемания»?
— Мое личное мнение. Достаточно высокая стоимость, высокое качество продукции «Кофемании» требует высокой стоимости для гостя. В современном состоянии Екатеринбурга нет такого количества гостей, которые могли бы обеспечить наличие здесь «Кофемании». Нужно где-то 10–20 тысяч постоянных гостей для того, чтобы эта сеть себя хорошо чувствовала. Но я могу ошибаться.

— Константин, а вы все-таки DUO или U? Я немножко запутался.

— А как тебе удобно? Здесь все дело в людях, как людям удобно, так пускай и будет.
Изначально Duo означало две вещи, которые я любил. Кофе и вино. Со временем я вино пить перестал. Из Duo осталась только любовь к кофе. Duo — это по-итальянски «два». Поэтому, как Коко Шанель, мы буквы D и O убрали. Осталась центральная буква U, которая означает «Ома».
Ома — это человек, основатель. Буква U более удобна для обозначения, брендинга и так далее.

— Насколько вы в целом ориентируетесь на текущие потребности людей в том или ином напитке, или важнее создавать свою повестку?
— Зачем выбирать, когда можно взять и то и другое? Можно создавать свою повестку, ориентируясь на гостей. В примере дубайского шоколада мы видели нарастающий тренд, поэтому решили сделать свой десерт. Это наше прочтение. Тут мы соединили модный тренд и собственную повестку. Мы пытаемся не уходить в крайности.
Но все-таки мы и про бизнес. Можно ли при этом быть и оставаться социальными? Да, мы можем быть одновременно и социальными. В принципе, человек может все, что есть в этом мире. Атомная электростанция, машины — все это создавали люди. Все дело в людях.

Михаил Вербицкий
журналист

Читайте также