Что на самом деле покупают китайцы в Китае: топ-10 авторынка Поднебесной

19 февраля 2025, 15:27
Фото: коллаж Анастасия Кеда, 66.RU
В былое время — буквально на днях — продукция китайского автопрома не пользовалась уважением и спросом нигде, даже на родине. Времена резко и стремительно поменялись: 6 из 10 самых продаваемых легковушек сегодня — китайских брендов. В то время как былые гранды рынка (Nissan, Volkswagen) глотают пыль где-то на периферии.

В 2024-м в Китае было продано свыше тридцати одного миллиона автомобилей. Это главный рынок на планете прямо сейчас. Следом — рынок Соединенных Штатов (16+ млн шт.). Российский рынок в пятерке не ищем. И в десятке — он по объему на 11-й строчке.

По наполнению не сравниваем и подавно: российский топ-10 моделей наполнен архаикой, китайский топ-10 — модерном. И пересечений нет: то что рвет чарты в РФ, в Китае сдалось примерно никому.

X. BYD Song Pro

BYD Song Pro

Запомните эти три буквы: BYD прямо сейчас — один из главных брендов на планете, который теснит всех на всех рынках (даже «Теслу»). В китайском топ-10 в 2024-м — сразу 5 моделей BYD, то есть ровно половина от списка.

Открывает парад «БИДов» кроссовер Song Pro после очередного рестайлинга. Их было уже 3 штуки, с каждым в машине что-то менялось. Порой фундаментально: еще после 2-го рестайлинга он был доступен в виде бензинового/электрического/гибридного автомобиля, после финального — только как гибрид. Это вообще писк моды в КНР, даже моднее чистых «электричек». Китайцы миллионами скупают машины и с батарейкой, и с бензогенератором, который эту батарейку питает. Так и тут.

На чистом электричестве Song Pro может пробежать 115 км на одной зарядке — вполне покрывает потребности горожанина на несколько дней. Когда заряд кончается, батарею подпитывает бензиновый генератор. Всего в совокупности (полного бака и аккумулятора) должно хватить на 1000+ км дальнобойности.

IX. Volkswagen Passat

Volkswagen Passat

Старичок Passat еще как-то держится без гибрида, но уже на последнем издыхании и строчках топ-10. Впрочем, все относительно: суммарный тираж только двух моделей со дна китайского рейтинга — это почти как весь тираж всех моделей, выпущенных в минувшем году АВТОВАЗом (525 525 шт.) То есть одних «Пассатов» китайцы накупили наполовину всего тиража «Лады». Изрядно.

Про саму машину — что сказать? Passat. Das Auto. Большущий, плавный, прекрасно скроенный и еще прекраснее собранный. Костюм-тройка человека, который застрял немножко в прошлом веке, а ему там как раз!

VIII. Wuling Hongguang Mini EV

Wuling Hongguang Mini EV

Переходная ступень от электросамоката к машине. Крошечный автомобиль с несерьезной внешностью и таким же несерьезным наполнением. С другой стороны, на родине он стоит 32 800 ¥, или 407 376 ₽. А со скидками — 23 800 ¥ / 295 596 ₽. То есть близко к электросамокатам, только тут есть крыша, подушка безопасности, батарейка на 120 км хода. За 300–400 тысяч рублей. Знаете, что можно купить за 300–400 тысяч рублей в РФ?

VII. BYD Yuan Plus

BYD Yuan Plus

Снова «БИД», на этот раз чисто электрическое. Мотор один — 204 силы, варьируется только запас хода — есть аккумуляторы на 430 и 510 км. Ничего вроде интересного, а без малого 300 тысяч штук куплено!

VI. Volkswagen Lavida

Volkswagen Lavida

Еще один осколок былого величия (еще недавно у VW были первые строчки топ-10), и тоже старорежимный, как Passat: бензин, наддув, по размерам — чуть крупнее некогда известной у нас «Джетты». Судя по доскам объявлений, за экземпляры уже растаможенные и физически находящиеся в стране просят меньше 2,5 млн. По меркам сегодняшним — сущие копейки, надо брать, пока дают. Машина точно не хуже «Чери Арризо», хоть и считается в КНР чем-то вроде машины для такси.

V. Nissan Sylphy

Nissan Sylphy

Еще один таксомотор, у нас до недавних пор известный как Sentra. Но Sentra на российском рынке ничего не добилась (несмотря на локальную сборку в Ижевске и приятные цены) и бесславно ушла. А в Китае — хит, пятое место по итогам года. Что странно: даже после очередного рестайлинга Sylphy выглядит весьма старомодно: стрелочные шкалы приборов, весь интерфейс — на физических кнопках. Так (хорошо) делали в прошлом десятилетии, а сейчас — не делают.

Возможно, из-за такого консерватизма глобальные продажи и производство Nissan улетели в Ад, а сам он оказался втянут в муторный сериал «Nissan продается «Хонде». Нет, не продается. Все же продается, но на одном условии. Все, Honda отказалась от сделки. А! Нет, не отказалась…».

Пожелаем им удачи.

IV. BYD Song Plus

BYD Song Plus

Не путать с Song Pro с 10-й строчки — это другое. И тут вариантов силовых установок поболе: есть и на «старом» топливе, и на инновационном. И Plus основательно быстрее Pro: тут от 307 до 318 сил. Правда, и лишнего веса много — все ж таки электрическую тяжесть надо тащить. Поэтому на 300+ сил он не едет: 0–100 — 7,9 сек. минимум. На фоне «земляков» (которые стреляют за 4–5 сек.) стыдновато как-то. Но тем не менее 4-я строчка и тираж под полмиллиона штук.

III. BYD Seagull

BYD Seagull

На примере этого автомобиля будущим студентам будут показывать, как кирдык пришел не только Америке, но и Европе. Volkswagen добрую пятилетку обсуждает и фантазирует, как мог бы выглядеть народный электромобиль. Он должен быть маленьким и стоить тысяч 25 евро — не больше. Тогда будет хит, тогда будет новый «Жук» или «Гольф».

Volkswagen. Обсуждает. Дискутирует. Рисует скетчи

И вот они продолжают обсуждать, рисуют скетчи, обещают совсем скоро выпустить компактный народный электромобиль. Недавно вот новыми набросками поделились. Когда-то через пару лет будет серийная машина.

Или нет: Volkswagen (и другие такие же) пока не понимает, что он — труп.
В Китае прямо сейчас машина № 3 по продажам — BYD Seagull. Он в том же размере и стоит меньше 10 000 евро.

И он — прямо сейчас. VW — еще через пару лет.

II. BYD Qin

BYD Qin Plus

Чуть-чуть не хватило до 1-го места — помешал соратник Трампа и его вездесущие «Теслы».Но и у «Кина» тираж приличный: почти полмиллиона штук. А для марки результат и вовсе отличный: только на их модели пришлись продажи 1 868 913 автомобилей (весь российский рынок в 24-м — 1,6 млн).

I. Tesla Model Y

Tesla Model Y

Два мира, две реальности: в КНР самая продаваемая машина — дорогой электрический кроссовер. Он стоит 263 500 ¥ / 3 272 670 ₽, делает 0–100 за 4,3 — 5,9 сек. и расходится тиражами под полмиллиона штук.

На рынке его стратегического партнера и большого брата самая продаваемая машина — Granta за 900 тысяч, у которой есть простой советский атмосферник 1,6 л, сиденья и рулевое колесо. 0–100 она просто делает, а тиражом разошлась чуть большим, чем 200 000 шт.

У меня все новости к этому часу.

Кирилл Зайцев
редактор раздела «Авто»

Читайте также