Приватизация в случае с муниципальными унитарными предприятиями означает изменение формы собственности — на ООО или ОАО. Предполагалось, что после этого мэрии станет проще заключать договоры концессии с крупными инвесторами по дорогостоящим проектам. Такой договор подразумевает, что частная компания за свой счет проводит, например, реконструкцию объектов, принадлежащих городу, и получает на определенное время возможность их эксплуатировать и извлекать из этого доход.
Еще год назад город планировал приватизировать свои крупнейшие МУПы: «Водоканал», «Гортранс» и «Спецавтобазу».
«Гортранс» — муниципальное предприятие Екатеринбурга, в декабре прошлого года объединившее в себе «Трамвайно-троллейбусное управление» и «Муниципальное объединение автобусных предприятий». То есть весь наземный муниципальный транспорт, который давно нуждается в обновлении. И если к чемпионату мира по футболу купили (пусть и в лизинг) хотя бы 169 автобусов, то депо трамваев и троллейбусов обновляются гораздо медленнее.
Передачу парка трамваев и троллейбусов в частные руки в мэрии обсуждают с 2017 года. Главный претендент на концессию — Группа «Синара», а точнее ее предприятие «Уральские локомотивы». Предполагалось, что предприятие будет инвестировать в обновление подвижного состава и обретет возможность эксплуатировать его, получая с этого доход.
«Водоканал» отвечает за холодное водоснабжение города, за водоотведение и подключение зданий к этим системам. В декабре прошлого года в «Водоканале» сменили руководство, что подтвердило намерения городской администрации приватизировать и этот МУП. За два года до этого было официально объявлено, что для перекладки всех ветхих водопроводных и канализационных сетей в Екатеринбурге потребуется 62,8 млрд рублей. Таких денег у города, само собой, нет. В качестве возможных участников конкурса на концессию одно время рассматривались «Росводоканал», «Российские коммунальные системы» и «Уральская водная компания».
«Спецавтобаза» с января 2019 года — региональный оператор по обращению с твердыми коммунальными отходами в Восточной зоне Свердловской области, куда входят Екатеринбург и 33 муниципальных образования. Вариант передачи в концессию «Спецавтобазы» рассматривался в контексте реализации мусорной реформы, которая официально идет уже почти год. Екатеринбургу срочно нужно строить новые полигоны, мусоросортировочные и мусороперерабатывающие заводы. Но пока перспектив немного.
Решение отказаться от приватизации было неожиданным, его озвучил мэр Александр Высокинский, отвечая на вопросы депутатов о наполнении городской казны. По его словам, деятельность крупнейших МУПов сегодня направлена в первую очередь на оказание качественных услуг, а не на получение прибыли, подчеркнул он.
— Почему на сегодня у государства курс на акционирование МУПов, на передачу в концессию? Потому что там, где они работают на государственно-регулируемых тарифах, прибыль с тарифов не закладывается, это другая цель деятельности предприятий.
В пресс-службе городской администрации 66.RU заявили, что отказ от приватизации МУПов «не помешает работать в формате концессии». «Ранее глава администрации неоднократно заявлял, что будет лучше, если унитарные предприятия будут находиться в зоне деятельности муниципалитета. Это позволит обеспечить наибольший контроль», — добавили в мэрии.
Курс государства на приватизацию МУПов, о котором говорил в гордуме Александр Высокинский, отчетливо наметился в декабре прошлого года, когда Госдума приняла в первом чтении законопроект, запрещающий создание новых государственных и муниципальных унитарных предприятий, а также ликвидацию существующих к 2021 году. Речь шла о предприятиях транспорта, ЖКХ и некотором количестве аптечных сетей. Позже в правительстве подкорректировали законопроект и сдвинули срок ликвидации ГУПов и МУПов с 2021 года на 1 января 2023 года.
Пока документ во втором чтении Госдума не рассматривала. С большой долей вероятности закон рано или поздно примут, и городским властям придется вернуться к теме приватизации. Благо поводов для объяснения такой необходимости — предостаточно.