Принимаю условия соглашения и даю своё согласие на обработку персональных данных и cookies.

Многое изменится уже в этом году: новый план реформы общественного транспорта Екатеринбурга

Многое изменится уже в этом году: новый план реформы общественного транспорта Екатеринбурга
Фото: архив 66.ru
Внедрение новой маршрутной сети в Екатеринбурге, которое официально перенесли на два года, на самом деле потихоньку началось. С 1 июля 2017 г., конечно, не отменят сразу десятки автобусных, трамвайных и троллейбусных маршрутов, но все запланированные ранее коррективы начнут вносить. Все изменения, уверяют в городской администрации, только на благо самих пассажиров.

О том, что изменится в жизни пассажиров уже этим летом, почему к чемпионату мира по футболу не уберут старые маршрутки и когда МОАП расплатится со всеми долгами — в интервью 66.RU рассказал председатель Комитета по транспорту, организации дорожного движения и развитию улично-дорожной сети администрации Екатеринбурга Игорь Федотов.

— Один из важных пунктов новой транспортной реформы — отмена дублирующих маршрутов. Многие ее противники говорили, что исчезнет много удобных маршрутов, а вместо них ничего не появится. Вот, внедрение транспортной системы перенесли, но все-таки сразу 15 маршрутов исчезнут этим летом и осенью. Договор с ними истекает в этом году, и это удобный повод, чтобы от них отказаться. Но, откровенно говоря, многие скептически относятся к такой инициативе. Вместо этих 15 маршрутов появятся новые, планируется ли убирать еще какие-либо в этом году?

— Начнем с того, что в этом году заканчивается срок действия договоров по 45 маршрутам. Закон требует, чтобы все дальнейшие действия по выстраиванию работы шли с учетом требования 220-ФЗ, который вышел в 2015 г. и на сегодняшний день еще не реализовывался в полном объеме. Но самое главное — есть определенные современные стандарты. За пять лет много чего изменилось. Отмена маршрутов — это часть работы. Наша сеть на сегодняшний день избыточна по всем показателям: и по отношению к нормативу (почти в три раза), и по отношению к другим городам.

— Хорошо, вы убираете часть маршруток, но они перевозили определенный объем пассажиров. Будете ли это как-то компенсировать, ставить на другие маршруты большее количество автобусов?

— Процесс определения оптимального количества транспортных единиц в условиях предполагаемых изменений достаточно серьезный. По всем направлениям, где будут производиться какие-то изменения, уже есть данные о реальном пассажиропотоке. Кроме того, у нас есть данные по транспортным единицам, которые работают по направлениям. И с учетом изменений уже существуют расчеты, какова будет потребность в перевозке людей и реальная провозная способность оставшегося транспорта. Сразу отмечу, что практически по всем маршрутам добавят дополнительные автобусы.

Многое изменится уже в этом году: новый план реформы общественного транспорта Екатеринбурга

Глава комитета по транспорту администрации Екатеринбурга Игорь Федотов

— Одним из пунктов новой транспортной реформы значился полный отказ от маленьких автобусов в городе. Вместо них должны были остаться автобусы только средней и большой величины. Теперь, получается, что это произойдет только в 2019 г.? И во время проведения чемпионата мира по футболу будут ездить страшные «Богданы»?

— В этом году планируются большие изменения в части транспортного обслуживания: с перевозчиками работа будет выстраиваться с учетом новых требований. Мы планируем, что маршруты будут торговаться на тех условиях, которые заложены в конкурсной документации, она уже практически сформирована. В том числе будут прописаны требования к подвижному составу: он должен быть только большого и среднего класса, не старше пяти лет. Есть даже требования по цвету: к 2018 г. такие автобусы должны быть только зелеными. Также прописаны параметры по обслуживанию маломобильных групп граждан, по внутреннему и внешнему оформлению, по использованию рекламы. И все эти требования, повторюсь, будут учтены в конкурсах, которые пройдут в 2017 г. С учетом этого, а также того, что мы купили для МОАПа 169 новых зеленых автобусов, радикально поменяется как минимум внешний вид подвижных средств.

— С автобусами понятно. Но помимо них по городу ездят не менее обшарпанные трамваи и старые троллейбусы. Как быть с ними?

— Вопрос замены вагонов и приведения трамвайного парка в порядок действительно актуален. У нас есть обращения некоторых концессионеров, которые предлагают решать вопрос по замене. Речь идет как о постройке новых участков трамвайных путей, так и о замене подвижного состава. Пока мы не можем договориться с ними по условиям. Но работа в этом направлении ведется.

Что касается троллейбусов — у нас есть одна идея, которую мы пытаемся реализовать. Если она выгорит, то достаточно сильно должен поменяться и троллейбусный парк. Пока о ней я говорить не могу, потому что решение окончательное не принято и ведутся переговоры. Но подчеркну: идея хорошая, интересная.

Многое изменится уже в этом году: новый план реформы общественного транспорта Екатеринбурга

Эти требования к автобусам начнут действовать при заключении новых контрактов уже в 2017 г.

— Тогда давайте вернемся к автобусам и новым условиям конкурсной документации. Что конкретно изменится для автотранспортных предприятий?

— Во-первых — сам принцип организации транспортного обслуживания. Перевозчик должен будет выполнить определенный объем транспортной работы, которую муниципалитет ему будет оплачивать. Но прописан и показатель качества работ, от которого зависит оплата. Если все показатели будут выполнены, то перевозчик, безусловно, будет получать ту денежную сумму, которая устанавливается условиями договора. Если какие-то показатели выполняться не будут, эта величина будет корректироваться. Кроме того, есть достаточно жесткий набор санкций, которые должны влиять на перевозчика. Они прописаны 32 пунктами. И каждая строчка этих санкций имеет определенное значение штрафа.

Многое изменится уже в этом году: новый план реформы общественного транспорта Екатеринбурга

В ФЗ 220 прописаны критерии отбора победителя конкурса, по которым будут оцениваться претенденты на маршрут. Каждой заявке на участие в открытом конкурсе присваивается порядковый номер (в порядке уменьшения ее оценки). Заявке на участие в конкурсе, получившей высшую оценку, присваивается первый номер. Муниципалитет разрабатывает свою шкалу оценки по нескольким пунктам.


— Сейчас, в принципе, перевозчик получает маршрут по конкурсу. Значит, какие-то подобные правила существуют и прописаны, но не выполняются. Как вы планируете контролировать выполнение условия работы?

— В мае заработает Центр управления пассажирскими перевозками. Основная его задача — контроль работы транспорта. Каждый месяц перевозчик будет подавать отчет о проделанной работе, согласованный с Центром управления пассажирскими перевозками. В том числе будет жесткий контроль за началом и окончанием работы на маршруте. Сейчас перевозчик уходит с маршрута в 20:30, и у нас пока нет возможности повлиять на это. С появлением ЦУП ситуация изменится. Еще один параметр оценки работы — расписание (плюс 2 минуты — минус 5 минут). Если водитель будет отклоняться от этого расписания, тоже будут применяться штрафные санкции.

— Что-то еще, кроме Центра управления перевозками, в этом году появится?

— В мае мы планируем запустить «умный светофор»: при приближении трамвая к светофору будет автоматически включаться для него зеленый свет. Если эта идея будет технически реализована, то мы сможем ее тиражировать на других перекрестках. Это поможет сделать общественный транспорт привлекательнее. Кроме того, в мае мы разместим электронные табло и бегущие строки, на которых будет появляться информация, когда подойдет конкретное транспортное средство. Еще в этом году может появиться специальное приложение, по которому можно будет отследить передвижение всего транспорта. Мы провели переговоры с «Яндексом». В приложении можно спланировать свой маршрут, и оно вам покажет, где находится нужный вам автобус, трамвай или троллейбус.

— Где именно появятся умный светофор и электронные табло?

— Как я уже рассказывал раньше, 21 остановку с экранами, которые будут показывать информацию о прибытии автобусов, троллейбусов и трамваев, установят в районе Центрального стадиона. Что касается бегущей строки, то в тестовом режими она появится на остановке «Площадь коммунаров». Где конкретно появится «умный светофор», я вам пока сказать не могу.

— То есть можно будет отследить не только муниципальный транспорт, но и маршрутки?

— На сегодняшний день коммерческие перевозчики в существующих системах, типа «ЕдуЕкб», практически не видны. Мы планируем, что с июля ситуация изменится. По новым договорам, если машина не видна в системе, этот маршрут не засчитывается перевозчику. Такие требования есть и в действующих договорах, но это пока плохо реализуемо. С помощью ЦУПа мы сможем контролировать и эти предприятия.

— Такие масштабные нововведения в итоге не лягут на плечи потребителей? Не получится так, что стоимость проезда снова повысят?

— Если говорить о навигации, то она есть и сейчас. Данные просто передаются в диспетчерские, а будут передаваться в ЦУП. То есть никаких дополнительных материальных затрат перевозчик нести не будет. Он просто должен выполнять то, что у него прописано в договоре. Поэтому ничего покупать или дооснащать не потребуется. Если кто-то будет говорить о повышении цены, то я считаю, что в существующих условиях это необоснованно.

— К слову о цене. С переносом транспортной реформы не поменялись планы по введению повременной оплаты проезда? Это будет уже ранее озвученный вариант, когда пассажир оплачивает час времени, в течение которого может пересаживаться любое количество раз?

— Внедрение повременного тарифа запланировано уже на июль 2017 г. Есть дорожная карта по внедрению повременного тарифа. В первый месяц это будут сугубо технические испытания. В зависимости от получения результата, скорее всего, мы его введем в муниципальном транспорте как дополнительную возможность к существующим тарифам.

— Вернусь к теме чемпионата мира по футболу. Будут ли вводить какие-нибудь ограничения для автомобилистов на дни матчей в Екатеринбурге?

— У нас есть план по управлению пассажирскими перевозками, в котором прописаны некоторые элементы, связанные с организацией дорожного движения, в том числе обеспечения подвоза болельщиков и участников. Но я не считаю, что будут какие-то серьезные ограничения для жителей города. Каждый год мы переживаем несколько репетиций парада, когда по городу едет колонна военной техники, но об этом вопрос мне почему-то не задают. Речь идет всего о четырех днях чемпионата. Это не та величина, о которой в принципе можно разговаривать.

— В этом году в Екатеринбурге обособят полосы для движения общественного транспорта на 28 отрезках улиц, по которым будут передвигаться клиентские группы FIFA. Помимо этих отрезков улиц где они появятся еще и и удалось ли достигнуть договоренности с ГИБДД по данному вопросу? Насколько я понимаю, главная претензия Госавтоинспекции заключалась в том, что выделенки на некоторых участках приведут к снижению пропускной способности дорог.

— Все 28 участков для клиентских групп, которые мы создадим в 2017 г., согласованы с ГИБДД. У Госавтоинспекции были замечания только к двум участкам, но мы их просто убрали из работы. Плюс к этому у нас есть дополнительные предложения в части выделения полос общественного транспорта с целью увеличения скорости движения по другим улицам. Это вторая часть работы, которую мы тоже планируем сделать в этом году как часть подготовки к внедрению новой маршрутной сети, которая должна у нас произойти в 2019 г. Речь идет о 16 участках для пневмоколесного транспорта и порядка 15 для трамваев. Окончательно вопрос по ним будет решен до середины мая.

— Напоследок тема, связанная с работой ЕТТУ и МОАП: в конце марта на митинг вышли кондукторы и водители, которые требовали повысить им зарплаты и рассчитаться с долгами. Как администрация намерена решать этот вопрос?

— Начнем с того, что долгов по зарплате в ТТУ не было. Задолженность только перед сотрудниками МОАП. Надо понимать, что транспортные перевозки — вещь социальная, а значит, разница между выручкой и реально выполнимыми затратами должна кем-то субсидироваться. Сейчас эти субсидии выплачиваются из городского бюджета. Другое дело — как предприятие их использует. Но это уже вопрос к деятельности самих предприятий.

Я должен сказать, что все субсидии, которые запланированы, выплачиваются своевременно и в необходимом объеме. Да, проблемы в городских предприятиях на сегодняшний день имеются. И исходя из этого сегодня в администрации города проводятся регулярные совещания финансового состояния МОАП и ТТУ. Предложения от предприятий, которые поступают, реализованы и по всем долгам есть графики ликвидации. Есть уверенность, что если будут исполняться и наши обязательства по выплате субсидий, и графики, то ситуация с долгами должна наладиться.

Константин Мельницкий; 66.RU; 66.RU; инфографика: Сергей Логинов для 66.ru