Принимаю условия соглашения и даю своё согласие на обработку персональных данных и cookies.

Через год общественный электротранспорт города передадут в частные руки. Четыре доказательства

Через год общественный электротранспорт города передадут в частные руки. Четыре доказательства
Фото: архив 66.RU
Заключение концессионного соглашения неизбежно. В противном случае Екатеринбург останется без трамваев и троллейбусов. Если сделка не сорвется, то Екатеринбург станет вторым городом в стране, где за электрический транспорт отвечает бизнес.

О том, что спасать разваливающийся парк трамваев и троллейбусов в Екатеринбурге будет частный инвестор, публично заявляют и городские, и областные власти. Однако конкретных сроков и условий заключения концессионного соглашения никто не называет — разговоры об этом идут с начала 2017 года. Мы проанализировали разрозненные заявления, государственные закупки, финансовые отчеты и составили примерный план передачи общественного транспорта в частные руки. Как подтвердил 66.RU источник, знакомый с ситуацией, трамваи и троллейбусы отдадут в концессию к июлю 2020 года. И вот почему.

1. Наземный электрический транспорт убыточен. Спасти его может только концессия

ЕМУП ТТУ, которое в конце 2018 года путем слияния с МОАП превратилось в «Гортранс», генерировало убытки. В начале 2017 года работа трамвайно-троллейбусного управления вообще оказалась на грани срыва: из-за долгов перед поставщиками «Екатеринбургэнергосбыт» обещал отключить муниципальному предприятию электричество, что привело бы к остановке трамваев и троллейбусов. А водители и кондукторы наземного ОТ вышли на митинги из-за долгов по зарплате. Урегулировать конфликты удалось только благодаря вливанию бюджетных средств.

По подсчетам мэрии, муниципальный транспорт ежегодно теряет около 600 млн рублей в год. По итогам 2016 года убыток ЕТТУ составлял 700 млн при выручке 2,1 млрд рублей.

Ежегодно количество пассажиров, которые пользуются электрическим наземным транспортом в Екатеринбурге, снижается. Если в 2010 году трамваи и троллейбусы перевозили 145 млн пассажиров в год, то в 2018-м — уже 107.

Через год общественный электротранспорт города передадут в частные руки. Четыре доказательства
Фото: пресс-служба администрации Екатеринбурга

Количество пассажиров в трамваях и троллейбусах с каждым годом снижается. Вместе с тем растут убытки муниципального предприятия.

Несмотря на снижение пассажиропотока, из бюджета Екатеринбурга каждый год выделяют примерно по 600 млн рублей на осуществление регулярных перевозок в трамваях и троллейбусах.

Так, в 2018 году администрация разыграла два контракта на организацию перевозок пассажиров в троллейбусах (на 388,36 млн рублей) и трамваях (на 236,91 млн рублей). Контракты на 625 млн рублей заключили с единственным участником — ЕМУП ТТУ. В 2019 году мэрия снова выставила на торги два лота. Конкурс на перевозку пассажиров в трамваях выиграл «Гортранс», а конкурс на перевозку в троллейбусах еще не разыгран. Очевидно, что его также выиграет единственный заявитель. Общая сумма двух лотов — 575 млн рублей.

Через год общественный электротранспорт города передадут в частные руки. Четыре доказательства
Фото: архив 66.ru

На перевозку пассажиров в трамваях и троллейбусах город ежегодно тратит более полумиллиарда рублей.

2. Концессию подгонят под транспортную реформу, которую запустят летом 2020 года

Планы отдать убыточный наземный электрический транспорт в концессию администрация Екатеринбурга вынашивала еще в 2017 году, когда готовила транспортную реформу. «Вопрос замены вагонов и приведения трамвайного парка в порядок действительно актуален. У нас есть обращения некоторых концессионеров, которые предлагают решать вопрос по замене. Речь идет как о постройке новых участков трамвайных путей, так и о замене подвижного состава. Пока мы не можем договориться с ними по условиям. Но работа в этом направлении ведется», — рассказал в апреле 2017 года в интервью тогда еще председатель комитета по транспорту администрации Екатеринбурга Игорь Федотов.

От идеи передачи трамваев и троллейбусов в концессию власти не отказались. Просто передвинули сначала на июль 2019 года, а затем — на июль 2020 года. Именно тогда, судя по всему, изменят маршрутную сеть и запустят первый этап транспортной реформы. Официально дату никто не называет, но есть факты, косвенно ее подтверждающие.

  • Московский «Центр экономики инфраструктуры» по заказу администрации проводит транспортное исследование, которое должно показать, как перемещаются екатеринбуржцы на общественном транспорте. Это позволит разработать новую маршрутную сеть. Исследование закончится в последней декаде 2019 года.
  • Окончательно новую маршрутную сеть запустят с 1 июля 2020 года. В этом году мэрия объявила аукционы на осуществление регулярных пассажирских автобусных перевозок сроком на 12 месяцев — до 30 июня 2020 года. К этому моменту будут разыграны новые контракты с новыми автобусными перевозчиками. Скорее всего, как предлагалось еще два года назад, самые выгодные маршруты отдадут муниципальному «Гортрансу».

3. Ради концессии повысят стоимость проезда в общественном транспорте. Это произойдет уже в 2020 году

В случае передачи трамваев и троллейбусов в частные руки встанет вопрос о повышении тарифов. О том, что нынешний тариф в наземном общественном транспорте может быть увеличен на размер «инвестиционной составляющей» в 2020 году, заявлял вице-мэр Алексей Бубнов на заседании программного совета по стратегическому развитию.

Через год общественный электротранспорт города передадут в частные руки. Четыре доказательства
Фото: архив 66.ru

Парк трамваев и троллейбусов изношен практически полностью. На его восстановление нужно более 30 млрд рублей. Часть этой суммы должен дать новый концессионер.

Это нужно для покупки новых трамваев и троллейбусов, которые изношены на 80%. На обновление инфраструктуры и парка электрического транспорта потребуется 30,2 млрд рублей. Чуть более половины денег поступит из областного и городского бюджетов. Еще 12 млрд рублей чиновники рассчитывают привлечь с помощью инвесторов путем заключения концессионных соглашений. Возвращать деньги будут с помощью пассажиров — для этого в трамваях и троллейбусах повысят стоимость проезда.

«Возврат инвестиций и затрат по эксплуатации объектов, компенсация рисков будут осуществляться за счет взимания платы с пользователей наземного электрического общественного транспорта. Это потребует увеличения существующего тарифа на перевозку пассажиров на размер инвестиционной составляющей», — заявил Бубнов.

Подпроект «Удобный наземный электрический общественный транспорт», который формируется в рамках стратегического плана развития Екатеринбурга до 2030 года, должен пройти одобрение в городской думе и Заксобрании Свердловской области. Его реализацию планируется начать в 2020 году.

Сколько составит «стоимость инвестиционной составляющей», пока не известно. После ее внедрения в тариф метро цена на проезд в подземке выросла на 4 рубля — до 32 рублей.

Повысить тарифы на проезд в наземном общественном транспорте могут уже в январе-феврале 2020 года. Во всяком случае, прошлые повышения происходили 15 января 2016 года (стоимость тарифа выросла до 26 рублей) и в феврале 2017 года (проезд подорожал до 28 рублей).

4. Проект концессии уже почти готов, а концессионер известен

Предварительный проект концессии должен быть разработан уже осенью 2019 года. Такую дату еще год назад называл Александр Якоб. После чего администрация объявит конкурс по отбору подрядчика.

Губернатор Свердловской области Евгений Куйвашев после «Иннопрома-2019» также заявил, что область и город ведут работу над подписанием концессионного соглашения. «Это очень финансовоемкий вопрос. Речь идет и о перекладке трамвайных путей, и о внедрении новых подходов к размещению остановок. Необходимо проработать механизмы применения существующих, в том числе европейских, практик в наших условиях. Мы сегодня с коллегами из городской администрации [Екатеринбурга] работаем над подписанием концессионного соглашения по всему электрическому транспорту», — заявил глава региона.

Концессионное соглашение будет предусматривать передачу в аренду компании-оператору, выбранному через конкурсные процедуры, парка трамваев и троллейбусов, депо, сетей и подстанций. Концессионер возьмет на себя обязательства по организации перевозок пассажиров, а также по обновлению парка и инфраструктуры городского легкорельсового транспорта.

Главный претендент на концессию — Группа «Синара». Соглашение о развитии транспортной инфраструктуры и обновлении подвижного состава городского общественного электротранспорта с компанией было подписано еще летом 2018 года.

«В том случае, если администрация Екатеринбурга объявит конкурс на заключение концессии в сфере городского транспорта, то Группа «Синара» планирует принять в нем участие. Об условиях говорить преждевременно, так как их прописывает заказчик, а не потенциальный исполнитель и участник конкурса», — рассказал 66.RU вице-президент Группы «Синара» Юрий Осинцев.

Однако давние договоренности «Синары» с городом и областью не гарантируют, что именно она станет концессионером. Город должен будет провести конкурс. По словам мэра Александра Высокинского, помимо «Синары» свой интерес высказали «Уралтрансмаш» (входит в Корпорацию «Уралвагонзавод») и «Трансмашхолдинг».

Через год общественный электротранспорт города передадут в частные руки. Четыре доказательства
Фото: архив 66.ru

Один из претендентов на концессию — «Уралтрансмаш». Пока большую часть трамваев они отправляют в другие регионы России. Но, вероятнее всего, соглашение будет заключено с «Синарой».

«Новая закупка трамваев будет встраиваться в общий концессионный контракт. Сначала будет принято решение, какие трамваи у нас будут: нашего «Уралтрансмаша», «Трансмашхолдинга», а может, они вместе создадут здесь новый трамвай вообще. Определимся — появится экономика вагона, появится новая транспортная сеть», — рассказал Александр Высокинский на «Иннопроме».

P.S. Если мэрия все-таки заключит договор с концессионером, то Екатеринбург станет вторым городом после Питера, где электрический наземный транспорт частично или полностью отдали в частные руки. Хотя переговоры с переменным успехом ведут администрации нескольких городов: Челябинска, Нижнего Новгорода, Перми, Новосибирска, Саратова, Липецка, Новокузнецка, Твери, Ульяновска.