Принимаю условия соглашения и даю своё согласие на обработку персональных данных и cookies.

Владимир Владимирович, где деньги? Три способа построить в Екатеринбурге вторую ветку метро

6 апреля 2018, 14:15
Владимир Владимирович, где деньги? Три способа построить в Екатеринбурге вторую ветку метро
Фото: Константин Мельницкий; 66.RU; архив 66.RU
Президент России, обсуждая с членами инспекционной комиссии Международного бюро выставок возможность проведения Экспо-2025 в Екатеринбурге, наступил на больную мозоль горожан – заявил о строительстве второй ветки метро. Казалось бы, это хороший знак для города и миллиарды поступят из федерального бюджета… Но нет. Отвечаем почему.

Несбыточная мечта Екатеринбурга о второй ветке метро, разговоры о которой не утихают несколько лет, может сбыться. Решить проблему екатеринбургской подземки вроде как пообещал президент России Владимир Путин. Для этого остается совсем немного — выиграть заявку на проведение Экспо-2025 и принять всемирную универсальную выставку.

Владимир Путин, президент России:

— Наверняка вам тоже рассказывали о том, что мы планируем развернуть целую программу по улучшению городской среды. Это связано с транспортной инфраструктурой, с развитием города, со строительством линии метро, монорельса, парковой зоны. Все это, конечно, пойдет на пользу развитию региона. Тем более что это регион, как я уже сказал, для нас традиционно промышленно развитый. Хотел бы обратить ваше внимание на еще одно обстоятельство. Мы предлагаем целую программу участия в этой выставке представителей развивающихся экономик. Причем готовы взять на себя значительную часть расходов, связанную с этим их участием.

Приблизительная стоимость возведения объектов для Экспо-2025, в случае победы Екатеринбурга, составит 1,5 млрд евро, объявил Владимир Путин. Но конкретного заявления, что деньги именно на вторую ветку метро все-таки найдутся в федеральном бюджете, не прозвучало. А ведь именно в отсутствие финансирования из Москвы долгие годы эта проблема упиралась.

На самом деле есть три варианта, где взять деньги на строительство новых станций метро:

Получить из федерального бюджета

Казалось бы, вариант самый очевидный. Но нет. Во-первых, и в докризисные времена Москва отказывалась дать денег Екатеринбургу на метро. Их ждали под проведение чемпионата мира по футболу — не дождались, отказались их дать и под 300-летие Екатеринбурга, которое город отметит в 2023 году. Шанс получить Экспо-2025 менее реален, чем мундиаль и юбилей.

Во-вторых, инвестиции во всю инфраструктуру, по данным вице-премьера Аркадия Дворковича, составят 150 млрд руб. Владимир Путин озвучил цифру в 1,5 млрд евро (200 млрд руб.). Строительство второй ветки метро, по разным оценкам, обойдется от 40 до 70 млрд руб. То есть треть, а то и половина суммы, которую придется вложить в Экспо-2025.

В-третьих, Аркадий Дворкович, который инспектировал объекты Экспо-2025, заявил, что в случае победы из федерального бюджета Екатеринбург получит деньги только на постройку выставочных павильонов, остальное возьмет на себя область.

Выкроить из областного бюджета

Неплохой вариант. Но нереальный. У области как не было, так и нет денег на новую ветку.
В конце 2013 г. в утвержденном главой администрации Екатеринбурга Александром Якобом постановлении были прописаны такие цифры: общий объем финансирования составлял 41,795 млрд руб. Из них город и область должны были выделить примерно по 10 млрд руб., а из федерального бюджета ждали почти 21 млрд руб. В итоге на развитие екатеринбургского метро поступило 100 тыс. руб. из городского бюджета. Ни область, ни Москва никаких денег так и не выделили.

Очевидно, чтобы профинансировать строительство ветки метро, областные власти должны будут где-то эти деньги взять в долг: либо у банка, либо у частного инвестора. Такую мысль озвучивал в октябре 2016 г. губернатор Свердловской области Евгений Куйвашев. Тогда он поручил министерству инвестиций и развития вместе с мэрией Екатеринбурга проработать вопрос о поиске инвестора.

Евгений Куйвашев, губернатор Свердловской области:

— Необходимо проработать вопрос и внести предложение о новых инструментах привлечения частных инвестиций на строительство метро, возможно, и с использованием облигационных займов. Конечно, этот проект надо сделать максимально открытым, провести его через общественные слушания, дать возможность людям проявить гражданскую активность и заинтересованность в дальнейшем развитии Екатеринбурга.

За полтора года найти таких частных инвесторов, видимо, не удалось. А если учесть, что госдолг Свердловской области и так достигает рекордных отметок (по оценкам регионального Минфина к 2020 г. он дорастет 101 млрд руб.), то занимать еще 40–70 млрд руб. на метро — не вариант.

Еще одна возможная модель финансирования метрополитена — отдать девелоперу земельный участок для строительства жилого квартала в обмен на обязательства прорыть до него ветку. Для застройщика это выгодно потому, что: а) он получает возможность продавать квартиры; б) квартиры рядом с метро всегда дороже. Такую схему успешно опробовали в Москве. Однако в Екатеринбурге такой вариант вряд ли сработает. Девелоперов, желающих построить метро, до сих пор нет.

Юрий Дозорец, депутат Екатеринбургской городской думы:

— В Екатеринбурге это маловероятно, так как метро — достаточно дорогое удовольствие. Хотя в теории инвестор мог бы рассмотреть такой вариант. Ведь когда было только принято решение о строительстве станции «Ботаническая», цены на жилье в микрорайоне автоматически увеличились на 10%. А когда станцию открыли — еще больше.

Государственно-частное партнерство

Третий вариант найти деньги на строительство — государственно-частное партнерство. В частности, такую идею высказывал уже бывший начальник Екатеринбургского метрополитена Владимир Шафрай.

Владимир Шафрай, начальник Екатеринбургского метрополитена (на 2016 г.):

— Дело сдвинется с мертвой точки, когда федеральный законодатель примет закон о государственно-частном партнерстве. Это гарантия сохранения капитала. Только вот закон никак не выйдет. Частный капитал не придет, пока не будет понимать свою выгоду.

Бывший мэр Екатеринбурга, сенатор Аркадий Чернецкий, активно лоббировавший на всех уровнях власти идею строительства второй ветки метро, в интервью 66.RU неоднократно заявлял, что нужно разработать механизм привлечения частных инвестиций.

Аркадий Чернецкий, сенатор:

— Любой инвестор должен понимать свою потенциальную выгоду и должен быть застрахован от рисков. Потому-то, я в том числе, и завел разговор об участии государства. Должны быть и региональная, и муниципальная составляющая, и привлечение частного инвестора. Но именно гарантия участия в этих программах федерального бюджета может сделать проект привлечения частных инвестиций более целесообразным. Возможно, у нас вообще нет инвестора, в принципе способного найти необходимые суммы. Поэтому нужно смотреть, определять, какая доля может быть отдана частному инвестору. А остальные доли должны быть закрыты за счет бюджетного финансирования либо за счет создания некой частной компании, которая могла бы включиться в этот процесс.

Чтобы привлечь такого инвестора, проект строительства должен быть окупаем. А пока екатеринбургский метрополитен работает себе в убыток.

Помимо строительства метро, на которое нет денег ни у бизнеса, ни у города, ни у области, ни у федерации, Владимир Путин упомянул также создание монорельса и парковой зоны. Эта самая монорельсовая дорога и парки — часть концепции развития зоны Экспо-2025, которую в конце марта утвердил губернатор Евгений Куйвашев.

Под проведение выставки выделено 555 га на ВИЗе. Экспо-парк будет прорабатываться в концепции smart-city. В рамках существующей концепции, от Большеконного переулка на противоположный берег, в сторону Сортировки, пройдет канатная или монорельсовая дорога, а ее маршрут закруглят. Возможно, через водоем построят вантовый мост.

В районе старой промышленной площадки металлургического завода откроют водный канал, связывающий Верх-Исетский пруд с городским прудом. Претерпит глубокие изменения сама площадка ВИЗа-Правобережного. В южной части построят жилье, где во время Экспо будут жить участники, а после — квартиры поступят в свободную продажу. Здесь построят рекреационную зеленую зону, широкие бульвары и дороги.

Ближе к воде из сэндвич-панелей соберут павильоны стран-участниц, четыре тематических павильона, экспо-арену и павильон России. Благодаря строительной технологии эти помещения после выставки можно легко трансформировать под другие цели. Это позволит полностью окупить Экспо-2025, ведь за несколько дней ее проведения, по оценкам вице-премьера Дворковича, Россия заработает всего 60 млрд руб.