Официально увеличение числа зараженных коронавирусом в Свердловской области второй волной не называют. Вирусологи говорят, что она еще впереди. При этом в регионе увеличивается и количество пациентов в тяжелом состоянии. За последние сутки их было 119. Это самый высокий показатель за полтора месяца. В конце августа и первой половине сентября тяжелых пациентов было меньше 100.
Глава минздрава Свердловской области Андрей Карлов заявил 66.RU, что в больницах есть необходимый резерв коек. По его словам, при необходимости минздрав готов задействовать госпитальные площадки, закрытые в связи с резким сокращением заболевших.
«Считаю, что в июле, когда был пик заболеваемости, алгоритм действий министерства был отточен до безупречности, причин для его изменений мы не видим. Если заболеваемость станет массовой, оперативный штаб, как и раньше, начнет вводить ограничения на работу поликлиник и специализированных отделений больниц, ответственных за плановые осмотры пациентов», — заявил Карлов, добавив, что регион следует стандартам и клиническим рекомендациям федерального минздрава.
Однако если делать так, как раньше, то и проблемы могут возникнуть те же самые:
Сложности в диагностике и лечении коронавирусных больных
В разгар пандемии люди с подозрением на коронавирус сначала не могли добиться бесплатного теста, а потом получить нормальное лечение. Одной из таких историй, где хорошо видно, что система здравоохранения города не справляется, поделилась с 66.RU жительница Екатеринбурга. Она рассказала о том, как сложно было дозвониться до врачей, что их рекомендации противоречили друг другу и как в итоге оказалось, что ее вообще забыли внести в список зараженных.
Временный порядок маршрутизации пациентов с коронавирусом, подписанный министром здравоохранения Свердловской области, постоянно нарушался. Это приводило к тому, что у контактных пациентов не брали мазки на коронавирус, людям не давали направления на КТ, хотя потом оказывалось, что у них поражены легкие, и отправляли в больницы в другие города.
Проблемы с оказанием плановой медпомощи
В разгар пандемии проблемы с получением терапии испытывали пациенты с ревматическими заболеваниями, воспалительными заболеваниями кишечника, суставов, синдромом короткой кишки, несовершенным остеогенезом, муковисцидозом, первичным иммунодефицитом и хроническими гепатитами (В и С) и так далее. Клиники перепрофилировали на работу с людьми с коронавирусом, а пациентам с другими заболеваниями предлагали подождать и переносили им приемы и операции.
В июле губернатору Евгению Куйвашеву рассказывали ВИЧ-положительные горожане, что они вынуждены каждый месяц стоять за жизненно необходимыми лекарствами в многочасовой очереди на улице. При этом эти пациенты относятся к группе риска по COVID-19.
Огромная нагрузка на врачей
Медики рассказывали, что из-за большого количества пациентов они оказывались перегружены. Так, в амбулаторном КТ-центре для диагностики COVID-19, который создали на базе хирургического корпуса Областного противотуберкулезного диспансера с конца апреля, врачи сообщали об огромном потоке пациентов, который не спадал даже ночью. Медики вынуждены были работать без выходных и перерывов. Тогда сотрудники рассказывали, что не только не получают обещанные «путинские» и губернаторские надбавки, но и в разы теряют в зарплате.
Исполняющий обязанности главного врача МБУ «Станция скорой медицинской помощи имени В.Ф. Капиноса» Сергей Панин рассказывал, что бригады в период разгара пандемии были на вызовах 22 часа за сутки. Два часа оставались для принятия пищи и пополнения медицинского ящика. «Многие люди не выдерживали и переходили в более спокойные условия труда», — говорил Панин.
Долгое ожидание скорой помощи
Читатели 66.RU в июне рассказывали, что не могли дозвониться до скорой. Сначала приходилось ждать ответа по 15 минут, а потом саму машину 2–4 часа. При этом некоторым пациентам требовалась срочная помощь. Одна из читательниц рассказала, что не могла вызвать медиков для своей бабушки, у которой были проблемы с сердцем. Машину не могли дождаться больше 2,5 часов.
В оперштабе тогда говорили, что нагрузка на медиков существенно выросла. Губернатор Свердловской области сообщал, что каждый день скорая помощь в Екатеринбурге выезжает на 1380–1420 вызовов. Из них более 400 — к пациентам с COVID-19. По подсчетам оперштаба, на выполнение одного вызова бригада тратила в среднем 92 минуты. Это больше, чем в доэпидемический период.
«Недоступность» части больниц
Уже к концу апреля 40-я и 6-я больницы, куда госпитализировали больных с COVID-19, оказались переполнены. Кроме того, часть медучреждений не для пациентов с коронавирусом закрылась на карантин. Это произошло в Уральском институте кардиологии, центре медицинской реабилитации «Озеро Чусовское», Свердловском госпитале для ветеранов войн, стационаре ЦГБ № 3 и Центральной городской клинической больнице№ 1, где произошла самая крупная вспышка.
В июле, по данным полпредства, в регионе оставалось свободно меньше 20% коечных мест, в Екатеринбурге — 10%.
Многочасовые очереди на КТ
В период пандемии компьютерную томографию перестали делать в частных клиниках Екатеринбурга, ссылаясь то на сломанный аппарат, то на распоряжение их врача. Все шли в бесплатные больницы, где нужно было выстоять многочасовую очередь. Из-за большого числа желающих там нарушали социальную дистанцию, при том что в очереди могли быть как больные коронавирусом, так и люди с другим диагнозом.
Мэр Екатеринбурга Александр Высокинский тогда говорил, что медучреждения, где делают КТ, работают с перегрузкой круглые сутки. По его словам, для того чтобы установить новые КТ, нужно полгода, а это огромные ремонтные работы.
Сейчас в Екатеринбурге тоже начались проблемы с местами в больницах. Как минимум две из них с койками для пациентов с COVID-19 — ЦГКБ № 24 и ГКБ № 40 — переполнены. Так, читатель рассказал порталу It's My City, что его родителей на прошлой неделе отправили на КТ, но не в больницу Екатеринбурга, несмотря на прописку, а в Верхнюю Пышму. По его словам, отделение там походило на «банку с сельдью». «Людей везут из других городов — есть «ковид» или нет, ты стоишь в одной очереди», — рассказывал читатель. После этого, говорит он, отца госпитализировали в Верхнепышминскую ЦГБ, а мать была вынуждена возвращаться домой на такси, потому что больница переполнена пациентами.
По данным полпредства президента в УрФО на 24 сентября, в Свердловской области занято 64,4% коечного фонда (это 2637 мест).
В больницах Екатеринбурга уже начали снова перепрофилировать отделения для больных коронавирусом. Так, 100 коек под COVID–19 готовят в ЦГБ № 3. Всех пациентов стационара пообещали перенаправить в другие медицинские учреждения по профилю заболевания. Также осенью под лечение коронавируса перепрофилировали отделения ЦГБ № 14.
Источник 66.RU в министерстве здравоохранения рассказал, что с сентября в Екатеринбурге задействовали вторую подстанцию скорой помощи для выполнения вызовов по коронавирусу. Летом, на пике, работали три подстанции, но после спада заболеваемости их число сократили до одной.