МВД опубликовало проект «Стратегии повышения безопасности дорожного движения до 2030 года (и на перспективу до 2036 года)» — немного сумбурный 57-страничный документ, в котором перечислены основные проблемы, угрозы и вызовы по части дорожной безопасности в стране.
Там же (пока очень рамочно) намечаются пути их решения силами разных ведомств. Наряду с водителями-пенсионерами, гаджетами и электросамокатами угрозу безопасности снова увидели в праворульных машинах.
О чем документ
Проект новой стратегии повышения дорожной безопасности — это такая фундаментальная бумага, в которой перечислены основные угрозы безопасности на дороге. После — расписаны векторы, по которым пойдут разные ведомства (от собственно МВД и МЧС до, скажем, Минздрава), чтобы с этими проблемами справиться. Цель — сократить смертность в ДТП: в 1,5 раза уже к 2030-му и в 2 раза — к 2036 году. За точку отсчета берется 2023-й.
С чем будут бороться
Ключевых факторов риска на дороге сегодня документ выделяет множество — досталось даже рекламе. Если выделить самые большие группы, это
- превышение скорости — оно дает почти 30% ДТП с летальным исходом; смертность от лихих наездников увеличилась в 1,5 раза за 7 лет;
- наркотическое опьянение и употребление лекарств, снижающих внимание;
- отвлечение на гаджеты, рекламу, телефоны — касается и водителей, и пешеходов, и электросамокатчиков;
- дети-водители на питбайках — только в 2024 г. погибло 20 подростков на таких мини-мотоциклах.
Чуть менее подробно обрисованы пункты из категории «Разное»:
- «стареющие» водители (к 2030-му доля пожилых на дороге перешагнет отметку 25%);
- мигранты за рулем (за 3 года число смертельных ДТП по вине водителей-иностранцев выросло на 22%);
- дорогие запчасти, перегруженность дорог и многое другое — включая гаджеты для сокрытия номерного знака от дорожных камер
- и, конечно, электросамокаты, с которыми что-то сделают к 2030-му, ну точно — к 2036-му.
И как предлагают решать
Если в общем и целом, то: делать все, как хорошо, а как не «хорошо» — не делать.
- Совершенствовать инфраструктуру и технику. Например, междугородние дороги: на них приходится почти 40% всех погибших. К 2030-му 60% региональных и межмуниципальных трасс должны быть отремонтированы (не такая и высокая планка, сейчас отремонтированных 55,2%).
- Оцифровывать все, что можно оцифровать. Систему камер фиксации — развить, оформление мелких ДТП — максимально упростить (чтобы инспектор вообще не был нужен), экзамен для курсантов автошколы — автоматизировать. Вплоть до того, чтобы использовать удаленную консультацию — телемедицина — для оказания первой помощи. Потому что «живые» доктора в загородных ДТП, например, приезжают вовремя только в 70% случаев.
- Очень много про «культуру» и «образование».
- Разное.
А с правым рулем что опять
По правому рулю очень расплывчатые формулировки и жонглирование цифрами. В общем и целом таким машинам обещают «пересмотреть подход к допуску на дороги». Тут же рассказывают, что доля праворульных машин в общем парке — всего 5%. Но при этом «транспортный риск» для таких авто вдвое выше, чем для леворульных: 4,9 против 2,1 для «леворулек».
И вот тут манипулятивненько.
Как считают «транспортный риск»
Как число погибших в дорожных авариях на 10 тысяч транспортных средств. И тут по последним годам расклад такой, если брать все ДТП и разбить автопарк на левый/правый руль:
- в случае с праворульными получается ~ 4,9 погибших на 10 000 авто;
- леворульные — ~2,2 погибших на 10 000 авто.
Получается, транспортный риск для праворульных авто выше, чем для леворульных, в них как будто гибнет больше людей.
Нннну… Типа.
Где манипуляция.
[спецы по статистике, социологи, математики — поправьте тут, если я не прав]
МВД в той же стратегии сами говорят, что правого руля — чуть больше 5% автопарка. Это очень небольшое поле для сравнения:
- при выведении «среднего по палате» маленькая группа всегда даст большие значения;
- из-за малой численности даже несколько аварий в такой категории дадут значительный скачок в показателе «погибших на 10 000 авто»;
- редкие, малые группы чаще получают высокие коэффициенты риска не обязательно из-за повышенной аварийности, а из-за небольшой базы сравнения.
Чтобы «среднее по палате» для малой группы снижалось, эта малая группа должна расти. Иными словами, чем больше правого руля будет в стране, тем ниже будет коэффициент «транспортного риска». И это бьется со статистикой все того же МВД:
- в 2021-м в стране насчитывалось 3,4 млн праворульных машин, «транспортный риск» оценивался как 5,14;
- в 2025-м парк «праворулек» вырос до 3,5 млн машин, «транспортный риск» — 4,9.
Совсем коротко: оцениваемый ГИБДД «транспортный риск» не означает, что праворульные машины опаснее леворульных. Он говорит только о том, что в сравнительно маленькой группе автомобилей пока что гибнет больше людей, чем в большой. Но когда маленькая группа растет на десятки тысяч, там начинает гибнуть меньше людей «в среднем по палате на 10 000 шт.».
Вообще, конечно, когда мы говорим о целой стратегии по безопасности на много лет вперед, акцентироваться на 5% автопарка как-то нелогично. Возможно, есть проблемы серьезнее. Но некое принципиальное решение уже принято: «пересмотреть подход к допуску на дороги».
А ведь их уже пытались запретить
Да, и неоднократно.
Из того, что первым приходит на ум:
- 1993 год, премьер-министр Виктор Черномырдин подписал постановление о запрете ввоза и эксплуатации автомобилей с правым рулем. Это вызвало масштабные протесты, особенно на Дальнем Востоке — указ отменил президент Ельцин.
- 2009. В мае Минпромторг предложил техрегламент, который косвенно запрещал ввоз автомобилей с правым рулем, требуя, чтобы органы управления соответствовали правостороннему движению и интерфейс был на русском языке. Однако ФАС признала пункт о запрете праворульных машин нарушающим антимонопольное законодательство, и предложение было отложено.
- В том же 2009-м — серьезный удар с другой стороны: «заградительные» пошлины на ввоз иномарок. Месседж понятен: машины надо производить внутри страны, а не везти извне. Потому что с кнутом был пряник: налоговые поблажки и прочие ОЭЗ. В кратчайшие сроки рынок наводнили «Солярисы», «Рио», «Рапиды» локальной сборки. Правый руль серьезно потерял в привлекательности и конкурентоспособности.
- 2010: попытка запрета по VIN-номерам. Предлагалось запретить ввоз машин с 11-значными VIN (типичных для японского рынка). На Дальнем Востоке начались протесты. Инициатива отменена.
- 2012. В рамках вступления в Таможенный союз (Россия, Казахстан, Белоруссия) обсуждался запрет на ввоз автомобилей с правым рулем. Однако позже от этой идеи отказались.
- 2014. Институт НАМИ предложил запрет постановки на учет автомобилей с правым рулем. Проект вызвал серьезную озабоченность: мог затронуть уже ввезенные машины. Не был принят.
- 2025, «пересмотреть подход к допуску на дороги». Дальний Восток?
Кирилл Зайцев
редактор раздела «Авто»