«С запозданием» добрался не просто так: я не хотел смотреть «F1» в принципе. Из всех анонсов и шумихи вокруг фильма складывалось ощущение, что нас ждет насквозь клишированная, лишенная даже намека на интригу история спортивного успеха с очень условной драматургией.
При этом густо приправленное промо гоночной серии — этакий растянутый на два часа тизер нового сезона, агитка для вербовки неофитов, концентрат чистейшего маркетинга без души и сердца. Еще и рассчитанный на людей, далеких от «Формулы-1». Потому что люди погруженные знают, что F1 никакой кинематограф не нужен, она сама — дистиллят драмы. Кто, как и я, не спал ночь на гран-при Канады-2011, поймет, о чем речь. Кто не поймет — тем не надо, для них снимут фильм по типу «F1».
|
---|
Пройти мимо не смог после того, как узнал: к локализации и дубляжу причастен мой добрый знакомый, автоспортивный журналист, редактор книг об автоспорте, комментатор трансляций Эльмир Валеев.
Это поменяло отношение на 180 градусов: Эльмира я знаю как человека очень глубокого, эрудированного, который не полезет в мутные, проходные, сомнительные проекты. Даже с Бредом Питтом в главной роли. Решено: смотрю «F1»!
|
---|
После просмотра понимаю, что в своих ожиданиях был прав на 100%. И в то же время ошибся на те же самые 100%: фильм и то, и другое. И во всем по-своему велик.
С одной стороны, это насквозь клишированная, лишенная даже намека на интригу история спортивного успеха с очень условной драматургией и чудовищно написанными диалогами. Абсолютно все персонажи за пределами гоночного трека говорят так, как не говорят живые люди в принципе.
|
---|
Сюжетные ходы не похожи на виражи Спа-Франкоршама — они прямолинейны, как дрег-стрип. То же самое можно сказать про персонажей: их никто и не думал начинать прописывать. Сбитый Летчик, Крутой Парень, Менее Крутой Парень, Сильная и Независимая Инженерка В Мужланском мире — это ходячие архетипы, а не люди с характерами.
Режиссер Косински (на фото выше) даже не думает режиссировать и искать какие-то творческие ходы, нанизывая кинематографические банальности и штампы. Например, фильм открывается сценой под иконический рифф «Whole lotta love» от Led Zeppelin. Серьезно? Ну, камон. Недавний «Gran Tourismo» с Дэвидом Харбором и Орландо Блумом на ту же тему открывался ТОЧНО такой же сценой, только под «Paranoid» Оззи Осборна. Неужели спортивную драму про сбитых летчиков, которых берут на роль няньки для молодого перспективного пилота, нельзя начать какой-нибудь другой сценой в другом музыкальном сопровождении?
|
---|
Нет, художественный смысл этого всего понятен: узнаваемой музыкой из далекой эпохи подчеркнуть возраст персонажа и контекст, из которого он вышел. Но вот в той же музыке вообще всего семь нот, и из них разные люди умудряются получать как «Paranoid», так и «Whole lotta love».А Джозеф Косински из всей кинематографической палитры даже не пытается взять что-то еще — что лежит на поверхности, точно работало в фильме у того парня, значит, сработает и тут.
Дальше лучше не становится: герои, которым забыли написать характер, толкают выспренные фразы на пути от одного предсказуемого поворота до другого предсказуемого поворота написанного нейросетью сюжета. Плоско, тривиально — как будто создатели даже не собирались стараться.
|
---|
Но вот когда стул подо мной перестает гореть от чудовищно плохого всего, фильм набирает темп, и раскрывается его метасмысл. Как я и ожидал, это проморолик гоночной серии «Формула-1», растянутый на два часа тизер нового сезона, агитка для вербовки неофитов, концентрат чистейшего маркетинга. И в этом его величие: «F1» создан не для знатоков и фанатов, это упакованная в двухчасовой ролик энциклопедия «Формула-1» для самых маленьких».
Это инструкция к просмотру, дешифровка серии для людей, которые, возможно, даже не до конца понимают, зачем машине руль. Это разбор азов и погружение в глубины, после просмотра которого будет понятно, почему примерно миллиард человек на планете с весны и до зимы с интересом наблюдают, как разноцветные машинки ездят по кругу.
|
---|
«F1» наглядно поясняет, что такое F1: улыбки в кадре и ножи в спину — за, интриги и расследования, подколы и подставы, большая политика в мире еще бо́льших денег, напряжение схватки, предынфаркт в момент аварии твоего пилота — и затяжной выдох, когда его достают из объятого пламенем кокпита. Это борьба колесо в колесо за доли секунды, любовь, гнев, ненависть, страсть, каверзы, подлости — вот что такое F1.
Сценарий выстроен таким образом, чтобы вы за два часа поняли весь смысл «королевских гонок», даже если не интересуетесь машинами, автоспортом или вообще не имеете прав.
|
---|
При этом «F1» не только величайший проморолик за долгие годы, это еще и впечатляющая демоарена современных теле- и кинотехнологий. Фильм снимали в том числе на реальных трассах в дни реальных гран-при с реальными пилотами в кадре и на новейшие камеры. Получился, во-первых, эффект полного погружения в «трансляцию», схожий с VR. Во-вторых, просто отвал башки и разрыв всего. Последний раз планку зрелищности до таких высот задирал, пожалуй, только Майкл Бэй буйством пиротехники в первых «Плохих парнях» и 30 лет назад. После выхода «F1» снимать не просто гонки — что-то движущееся — как-то по-другому будет просто дурным тоном.
Даже просто ради картинки — найдите способ посмотреть «F1». Это драматургически беспомощный фильм, но визуально безупречная инструкция «Что такое «Формула-1» и почему ты теперь не сможешь без нее жить».
|
---|