«Китайцы всех победили на российском авторынке!» Вы удивитесь, но говорить об этом по-прежнему рано

26 июня 2024, 15:15
Фото: нейрохудожник Нерон с Dall*E 3
Парадоксальное заявление, учитывая, что китайские бренды — это 54% продаж новых автомобилей вообще. Но углов зрения и метрик больше одной, и за этой «долей» скрывается и кое-что другое.

Из топ-10 брендов по продажам в РФ с начала года 9 — китайские: это Haval, Chery, Geely, Changan, OMODA (тоже Chery), EXEED (тоже Chery), BelGee, Jetour (тоже Chery), Jaecooo (тоже Chery). И 9 из 10 они — просто потому, что больше просто никого нет. Сослагательного наклонения история не терпит, но если бы было с кем конкурировать, мы бы этих брендов по-прежнему не замечали.

Давайте для сравнения возьмем последний спокойный год — 2019-й: доллар по 65, пневмония — если только типичная, российский рынок привычно падает.

В мае 2019-го по стране разошлось 137 624 автомобиля (на 9901 шт. меньше, чем годом ранее). Пять лет спустя рынок пошел в решительный рост, последний весенний месяц даже поставил рекорд: продано 132 400 новых легковушек, что на 72,5% больше, чем в мае годом ранее. И совсем незначительно меньше результатов такого же месяца пятилетней давности.

Где зарыт нюанс?

Нюанс в том, что KIA в 2019-м за месяц продавала на 39,28% машин больше, чем Haval сегодня. Нюанс в том, что Toyota из середины топ-10 в одного продавала на 89,49% машин больше, чем OMODA на том же месте сегодня. Плетущийся в конце топ-10 Nissan за май’19 продал на 128,86% машин больше, чем пятью годами позже продает Jetour все с той же 9-й позиции рейтинга.

В свободном рыночном столкновении какие-никакие шансы имела бы только Chery — даже без поддержки суббрендов: сегодня она на 4-й строчке с 57 780 проданными штуками. В годы оные на ее месте была Renault c 52 487 штуками.

Все. Во всех остальных случаях результаты китайцев на монопольном рынке драматически уступают французам, японцам, немцам, корейцам времен рынка открытого и свободного. То есть победа какая-никакая есть, но — пиррова.

А главным бенефициаром произошедшей «структурной трансформации» оказался АВТОВАЗ. В мае’19 — на конкурентном и богатом рынке — их результат составил 28 739 шт., в мае’24 — 40 065 шт. Рыночная доля бренда Lada была 21%, стала 31,5%.

Проиграл в итоге покупатель.

Кирилл Зайцев
редактор раздела «Авто»

Читайте также