Кошачий полдень. Павел Матяж – о фильме «Тихое место: День первый»

28 июня 2024, 13:37
Фото: Павел Матяж для 66.RU
В пиратских кинотеатрах уже можно посмотреть приквел самой беззвучной научно-фантастической франшизы в истории.

Нью-Йорк — один из самых киногеничных городов в мире. По количеству экранных воплощений с ним может конкурировать разве что Лос-Анджелес. С тех пор как Кинг-Конг в 1933 году взобрался на Эмпайр-стейт-билдинг, в Большом Яблоке невозможно укрыться от киношников. Тут завтракала у Тиффани Одри Хепберн и бродил по порнокинотеатрам Тревис Бикл, тут орудовали Человек-Паук и Тони Старк, выросли Майкл Корлеоне и Стив Роджерс, Крамер воевал с Крамером, а Кейт полюбила Лео, Серпико боролся с коррупцией, Билл Мюррей ловил привидений, а Томми Ли Джонс — пришельцев.

Сегодня инопланетяне снова атакуют Нью-Йорк. Они кажутся менее продвинутыми технологически, чем в «Дне независимости» или «Поле битвы Земля», но столь же агрессивны и неуязвимы для человеческого оружия. В кратчайшие сроки чужие разбираются с американскими силовиками, чтобы заняться наконец своим любимым делом — соблюдением полной и абсолютной тишины.

В третьем фильме франшизы нет никаких следов семейства Джона Красински и Эмили Блант. Их вакансии заняли режиссер Майкл Сарноски и Лупита Нионго. На последующие события (ведь это приквел) слегка намекает только персонаж Джимона Хонсу, который сыграет (в смысле уже сыграл) эпизодическую роль в «Тихом месте-2». В остальном Сарноски начинает как бы с чистого листа и в чистом месте. Если таким можно считать Нью-Йорк, на каждом квадратном сантиметре которого случилось какое-нибудь эпическое кинособытие.

День у Лупиты Нионго и ее героини по имени Сэм не задался с самого утра. Совсем как у Сонни, Сола и Стива, персонажей знаменитой драмы Сидни Люмета «Собачий полдень», которые собрались ограбить банк в Бруклине, но попали впросак.

У Сэм нет никаких собак, зато есть кот, которого зовут Фродо. Да именно так, Фродо и Сэм. Им тоже предстоит путешествие. Только значительно более печальное, чем у Толкиена. Проблема в том, что Сэм умирает от рака в городском социальном хосписе и каждый следующий день для нее чуть мрачнее, чем предыдущий.

Позитивный и клиентоориентированный медбрат пытается как-то ее расшевелить. Он везет обреченную пациентку в кукольный театр и даже обещает угостить пиццей. Но безглазые инопланетяне, начавшие вдруг падать с неба, разрушают город и планы бедной умирающей девушки.

Раковая опухоль неожиданно оказывается суперсилой Сэм. Она давно свыклась со смертью и ведет себя намного более спокойно и разумно, пока большинство нью-йоркцев вопит от ужаса и бьется в истерике, привлекая внимание пришельцев.

Сэм не оставляет намерений поесть пиццы, даже несмотря на творящийся вокруг апокалипсис. Будто не замечая развороченные, как в «Побеге из Нью-Йорка», здания и опустевшие как в «Я-легенде» улицы, Сэм направляется в Гарлем. В пиццерию «У Пэтси», в которой ужинала в детстве вместе со своим отцом, джазовым пианистом. Тот носил такую же стильную шляпу и так же отправился на небо, как герой пиксаровской «Души».

Однако путь от Манхэттена до Гарлема, даже сквозь город, наполненный враждебными пришельцами, довольно рутинное дело. Чтобы превратить его в событие, Сарноски дает передохнуть Лупите Нионго и выпускает вперед кота. А флегматичный и молчаливый Фродо, невозмутимо прохаживающийся по заваленным трупами улицам, полностью крадет шоу. Вероятно, только наличие у мисс Нионго более зубастого агента позволило ей сохранить за собой большую часть реплик, действия и главное место на постере. В остальном это самый котоцентричный фантастический фильм после «Чужих» или «Людей в черном».

Кот выполняет роль проводника как для зрителя, который зачастую смотрит фильм кошачьими глазами с нижнего ракурса, так и для персонажей истории. Фродо буквально приводит к Сэм одного за другим ее спутников. Как временных и незначительных, так и более-менее постоянного партнера — студента юридической академии из Англии, которого сыграл Джо Куинн из «Очень странных дел».

Вслед за Патриком Суэйзи из «Привидения» и Нео из «Матрицы» Фродо и Сэм посещают нью-йоркскую подземку и выбираются на поверхность в той самой церкви, куда любил захаживать Аль Пачино в «Адвокате дьявола». Впрочем, может и не в той самой, ведь церквей в Нью-Йорке, должно быть, тысяч двадцать, как говорил Кевин Ломакс.

В плане продвижения франшизы, разработки мира, этой странной вселенной с помешанными на тишине пришельцами, приквел «Тихого места» не блещет какими-то интересными деталями. Инопланетян тут очень много, но убивают они так же за кадром, их мотивы и цели по-прежнему не вполне ясны, так же как бездействие властей.

Новые герои и их отважный котик играют в ту же игру с теми же правилами — не шуми и тогда сможешь прожить подольше. Сэм принимает условия даже несмотря на смертельную болезнь, которая может оборвать ее жизнь в любой момент. И продолжает жить, цепляясь за чувство ностальгии, как за последнюю соломинку.

Воспоминания о Нью-Йорке, а также котик и пицца, а вовсе не Лупита (при всех ее заслугах и харизме) и Джозеф (при всем уважении) оказываются в центре этого не самого обязательного дополнения «Тихого места». Однако расчетливость сценариста и режиссера, поставивших на эти проверенные временем карты, не портят картину, а совсем наоборот. Где еще увидишь, как кот наворачивает двойную пеперони посреди развалин Нью-Йорка, кишащего инопланетными тварями.

Удачного просмотра.

Павел Матяж
Кинообозреватель

Читайте также