«Ближайшие лет 100 она никуда не денется». Почему лженаука в России побеждает науку

28 июня 2024, 12:12
Фото: Антон Буценко, 66.ru
В ХХI веке люди продолжают верить астрологам, в эффективность гомеопатических средств и плоскую Землю. Со лженаукой борются энтузиасты и члены специальной комиссии Российской академии наук (РАН), но эту схватку пока проигрывают. В интервью корреспонденту 66.RU Дарье Александрович основатель научно-просветительского портала «Антропогенез.ру», член комиссии РАН по борьбе со лженаукой Александр Соколов рассказывает, почему лженаука — это побочный эффект популяризации науки и почему даже хорошее образование не спасает от веры в сомнительные теории.

«Хорошее образование не дает гарантий»

— В Российской академии наук (РАН) активно занимаются борьбой со лженаукой. Но, несмотря на это, она продолжает процветать в России.

— Со лженаукой борется не только и не столько РАН, сколько специальная комиссия при академии. Которая вообще не так уж активно функционирует в последние годы. И не только в России лженаука процветает и продолжит процветать. Точно так же как, несмотря на существование медицины и антибиотиков, никуда не делись болезни. Это побочный эффект от существования науки в обществе и некоторая плата за то, что наука популярна.

Люди доверяют ученым, поэтому существуют те, кто на этом доверии паразитирует: маскируется под ученых и зарабатывает. Лженаука переживает расцвет с середины ХХ века и, думаю, ближайшие лет 100 никуда не денется.

— Почему люди в ХХI веке продолжают обращаться к астрологам и гадалкам?

— Есть такие строчки в песне: «Устроены так люди. Желают знать, что будет». Астрологи дают ответ с некой наукообразной основой. Они говорят, что это древняя наука, основанная на законах, связанных с небесными телами, со светилами. Астрология — явление, тесно связанное с человеческой психологией. Эффект Барнума — если нам дают достаточно общее, неконкретное описание, нам легко увидеть в нем какие-то вещи, похожие на нас.

Этим и пользуются астрологи. Они никогда не дают точный прогноз. Никто из них вам не скажет: «такого-то числа у вас случится приступ аппендицита». Вам скажут: «в этом месяце у вас благоприятная ситуация для вложения средств», «а вот в этом месяце вам лучше не ездить отдыхать». Чтобы делать такие прогнозы, не нужно быть астрологом. Это манипулирование и область шоу-бизнеса, что ли.

— А вера в плоскую землю?

— Плоскоземельцы расцветали в ХIХ веке, были активны в ХХ веке. В начале ХХI они опять здесь. С одной стороны, это связано с плохим образованием. С другой, наука часто контринтуитивна. Сведения, которые она дает, зачастую противоречат нашему обыденному опыту. Мы-то видим, что земля плоская и неподвижная, а нам рассказывают какую-то ерунду, что она вращается с бешеной скоростью.

Проблема в том, что наша интуиция очень часто нас обманывает. Если бы было по-другому, наука была бы вообще не нужна. Человек не создан для решения таких задач.

Homo sapiens совершенно не нужно знать, какой формы наша планета. Для выживания достаточно плоской поверхности, по которой бегают живые существа. А это вот все — это уже информация, которую мы получаем не из наших органов чувств. И это понимание нам не дано от природы, этому нужно учиться. Это плата за то, что можно ничего не знать и прекрасно жить и размножаться в нашей цивилизации.

— Но умные люди тоже попадаются на вере в лженауку. Пример — Стив Джобс. Он не пошел к врачам сразу, вместо этого прибегал к услугам нетрадиционной медицины. Рак поджелудочной железы он пытался лечить вегетарианством, акупунктурой, голоданием и целебными травами.

— Даже образование не защищает нас от этих вещей. К сожалению, все мы подвержены когнитивному искажению. Хорошее образование не дает гарантий, потому что лженаука подкрадывается к нам с самых разных сторон, а мы не можем быть экспертами во всем.

Нужно смиренно понимать, что все мы рискуем. Даже навыки критического мышления не помогают. Людям нужно объяснять, как устроена лженаука. Это самогигиена, которой нигде не учат. В идеале, нужные какие-то курсы.

— Можете назвать какие-то критерии, по которым можно определить — это лженаука?

— Начнем с того, что у лженаучной книги может быть кричащая обложка, могут использоваться различные скандальные слова в заголовке типа: «сенсационное», «запретное», «зловещие тайны», «тайные знания древних», «революционная теория». Такой некий намек на труднодоступность.

— То есть все названия передач с НТВ.

— Ну да. НТВ обычно использует эти вещи... В аннотациях к таким книгам часто присутствует утверждение о некой революции, которую делает автор. Обычно такие люди не отличаются скромностью. Они решают маркетинговые задачи. А настоящие ученые, как правило, более скромные.

В псевдонаучной литературе бывают проблемы со ссылками на источники. Кроме того, такие люди могут писать книги на разные темы. То есть один человек написал книгу о происхождении человека, он же написал о судьбе Александра Пушкина, про арийскую Русь и что-то по психологии.

Есть тенденция, что деятели лженауки коллекционируют регалии в различных странных организациях. Например, Нью-Йоркская академия наук, или он академик Всемирной академии чего-нибудь. У некоторых деятелей по семь-восемь членств в таких структурах.

Надо понимать, что в России есть РАН и еще несколько отраслевых академий. Все остальное — шарашкины конторы, торгующие дипломами. Диплом в Нью-Йоркской академии наук стоит 130 долларов. Вы тоже можете стать таким академиком.

«Авторитет и влияние РПЦ сейчас сильнее»

— Да, в Нью-Йоркской академии наук торгуют дипломами. А у нас в РАН есть член-корреспондент Олег Эпштейн — гендиректор «Материа Медика Холдинг», специализирующегося на производстве гомеопатических препаратов. При этом комиссия по борьбе со лженаукой борется с гомеопатией. Парадоксально, конечно.

— [пожимает плечами] Вопрос по Эпштейну, как такое может быть, не ко мне. Может. К сожалению, это так. Что поделать, у нас гомеопатия по-прежнему продается в аптеке и является некой специальностью в медицинских вузах.

— Может, поэтому эта борьба с ней неэффективна? Меморандум «О лженаучности гомеопатии» не особо помог.

— Ну, как неэффективна... Было некоторое падение продаж гомеопатических средств после меморандума.

— Да, было — на следующий год после меморандума. Но сейчас снова рост. По последним данным, продажи гомеопатических препаратов и БАДов выросли на 30% по сравнению с предыдущим годом.

— Этим надо заниматься постоянно. Разовая акция сама по себе не решит проблему. К тому же комиссия РАН — это рекомендательный орган, который не имеет законодательной силы. В основном со лженаукой, конечно, борются энтузиасты.

— Против «Основ религии» в школах, кстати, выступала та же комиссия по борьбе со лженаукой. Несмотря на это, предмет включен в общеобразовательную программу.

— Это немного другая история. Авторитет и влияние РПЦ, к сожалению, сейчас сильнее.

— Вернемся к энтузиастам, которые борются со лженаукой. Их у нас в стране достаточно?

— [наклоняется и шепчет] Уехали! К сожалению, их стало меньше. Ряд популяризаторов науки перестали этим заниматься. То есть некоторые занимаются, но уже за пределами России. У нас сейчас сложнее стало заниматься этими вещами. В какую-то господдержку я не верю.

— Почему? Государству невыгодна борьба со лженаукой?

— Я не знаю. Как вам сказать. Попытки [борьбы со лженаукой на уровне государства] есть и были. Но у нас почему-то все делается через одно место. В итоге с самыми благими помыслами начинают решать какие-то совсем другие свои задачи.

Недавно обсуждали законопроект о запрете рекламы колдунов, эзотериков. Но как это обосновывается? Говорят, что это противоречит традиционным духовным ценностям. Почему? Откройте Николая Гоголя, почитайте, как там гадали. Ничего это не противоречит духовным ценностям. Это противоречит современной научной картине мира. Вот обоснование, его достаточно. Но начинают изобретать что-то другое. Сразу видно, что это конъюнктура.

Не знаю, примут этот закон или нет. Но понятно, что колдуны что-то придумают и переквалифицируются в каких-нибудь очередных консультантов.

— Если лженауку не победить, стоит ли вообще с ней бороться?

— Конечно. Потому что есть невеселые примеры из разных стран, к чему приводит разгул лженауки. Например, в некоторых штатах США запрещали преподавать теорию эволюции в школах. У нас — запретили производство генетически модифицированных организмов (ГМО). При этом парадоксальным образом: импорт ГМО не запретили, а производство — да. Типичный популистский закон. Почему? Общественное мнение таково. А общественное мнение обработали пропагандисты псевдонаучных идей.

Вообще всегда призываю заниматься самообразованием, активно участвовать в дискуссиях. Например, смотришь какое-нибудь интересное научно-популярное видео. Заходишь в комментарии — там ад. Смотришь на число лайков и дизлайков и видишь, что лайков — 85%, дизалайков — 15%.

Понимаешь, что большинство видео поддержали, а в комментариях сплошные помои, потому что деятели, которые негативно относятся к науке, более активны. Так вот, надо просто потратить 10 секунд и написать короткий доброжелательный комментарий. Хотя бы. Чтобы разбавить этот дестройный хор мракобесов. Это несложно. Борцы со лженаукой должны чувствовать, что они не одни и у них есть поддержка. Она, конечно, есть, но очень часто молчаливая.

Дарья Александрович
журналист

Читайте также