Подписанный президентом документ опубликован на официальном интернет-портале правовой информации. Ключевую поправку внесли в пункт, касающийся сноса объектов культурного наследия. Теперь демонтировать нельзя не только сами здания-памятники, но и те сооружения, которые еще не входят в реестр, но заявлены на получение статуса.
В истории Екатеринбурга есть несколько случаев сноса зданий, которые находились в ожидании решения по новому статусу. Один из самых скандальных — демонтаж здания ПРОМЭКТа в 2020 году. Его снесла корпорация «Маяк», чтобы возвести две жилые высотки.
Похожая история также произошла в 2020 году. На ВИЗе снесли конструктивистское здание бывшего профтехкомбината. На его месте вырос жилой комплекс.
В 2018 году на Уралмаше демонтировали кинотеатр «Темп». Незадолго до сноса сообщалось, что здание кинотеатра могут включить в список объектов, обладающих признаками объекта культурного наследия. Теперь на этом месте строят одноименный жилой комплекс.
Представители застройщика «Брусника», работающего с объектами культурного наследия, объяснили корреспонденту 66.RU, что обновленное законодательство может только усугубить ситуацию с сохранением памятников.
«Эту меру едва ли можно назвать полезной. Высок риск, что она приведет к эффекту, обратному ожидаемому. Возможность в любой момент подать заявление о включении здания или сооружения в реестр объектов культурного наследия, очевидно, снизит инвестпривлекательность проектов развития исторической среды. В условиях дефицита бюджета памятники продолжат разрушаться», — сказали в компании.
В «Бруснике» добавили, что не исключены ситуации, когда интересанты застройки будут стараться побыстрее снести все «спорные» здания, чтобы избавиться от предмета дискуссии. Новый закон негативно скажется на работе застройщиков — потенциально увеличит сроки реализации проектов и сделает их экономически нецелесообразными.
«То, что объекты культурного наследия должны быть сохранены, очевидно. Здесь не о чем спорить. Российским городам нужна внятная модель развития исторической среды. И она не может ограничиваться исключительно охранными регламентами, которые фактически никак не влияют на качество проектов реконструкции и одновременно снижают их инвестпривлекательность», — добавили в «Бруснике».
В компании считают, что центр постиндустриальных городов, таких как Екатеринбург, «нельзя превращать в музей». Исторические здания должны быть включены в повседневную деятельность горожан.
«Ключевым элементом этой модели может стать выявление ценностей, которые транслирует тот или иной объект. Очевидно, что Городок чекистов и, например, квартал в границах 8 марта — Малышева — Вайнера — Радищева — это два совершенно разных пространства и подходить к их развитию с одной меркой неэффективно. Нужна «линейка», набор параметров, по которым власти и потенциальный инвестор могли бы понимать потенциал развития исторической территории, определить, что для нее является допустимым, а что нет», — подытожили в «Бруснике».