«Красная горка» задумывалась как пятая очередь поселка «Палникс». Изначально здесь строили себе жилье состоятельные люди. Со временем аудитория начала меняться — в поселок заезжали представители среднего класса, а вместо коттеджей стали появляться малоэтажные дома. В проекте «Красной горки» от 2015 года, разработанном архитектурной фирмой «Алкута», застройка с высоты напоминала решетку ДНК: пятиэтажные секции ограждали лес от дороги, а трехэтажные секции уходили в парк.
Фото: официальная документация проекта |
---|
Старт проекта постоянно откладывался, и в 2019 году собственник выставил «Красную горку» и участки под ней на аукцион. А на днях мэр Екатеринбурга Алексей Орлов утвердил новый проект межевания территории площадью 31 га в районе улиц Верхнемакаровской — Удельной. Свежая концепция предполагает возведение 15 восьмиэтажных зданий, одного трехэтажного, надземной стоянки, а также образовательного центра, объединяющего школу на 825 учеников и детский сад на 250 мест. Всего запроектировано строительство 166,1 тыс. кв. метров жилья.
Чиновники из администрации Екатеринбурга говорят, что проект межевания не регулирует высотность зданий, а лишь уточняет границы участков. Это значит, что решение об увеличении этажности было принято раньше.
Источник в мэрии пояснил, что все градостроительные планы по этой территории были утверждены при прежнем составе администрации города, но проект межевания соответствует и генплану-2004, и проекту планировки района Широкая Речка, которая была принята год назад. Тем не менее, добавил он, чиновники собираются следить за тем, чтобы сохранилось максимальное количество зеленых насаждений.
Действительно, летом 2020 года городские власти представили план развития Широкой Речки. Он сводит воедино многочисленные девелоперские проекты. Уже тогда чиновники предусмотрели строительство восьмиэтажек на месте вековых сосен.
Фото: официальная документация проекта |
---|
В левой части схемы — перспективы развития «Красной горки». Оранжевая зона — место строительства восьмиэтажных зданий, темно-синяя — школьный комбинат, фиолетовая — общественно-деловая застройка. Небольшую ее часть занимает здание реабилитационного центра «Урал без наркотиков». |
Представители застройщика утверждают, что вариант восьмиэтажной застройки обсуждается давно.
Вадим Шамшурин, исполнительный директор НП «Палникс Групп»:
— По объему застройки ничего не изменилось. Поменялись контуры участков: они стали прямыми и удобными для строительства. Вырубка деревьев предусматривается только под дома, детские площадки и проезды. В районе появятся централизованная канализация и водопровод, а также школа с детским садиком и дороги, которыми будут пользоваться все местные жители, включая дачников.
В советское время на месте потенциальной зоны строительства находился детский лагерь. Постепенно он пришел в запустение, а в 1993 году мэрия отдала территорию в бессрочное пользование «ПКФ Палникс». Изначально чиновники разрешили возвести там индивидуальные жилые дома, однако позже квартал перевели под среднеэтажное жилье.
«В конце двухтысячных у нас был разговор с сотрудниками мэрии Екатеринбурга. Если оставлять ИЖС, то придется сносить деревья. А если перевести территорию в категорию среднеэтажной застройки, то их можно сохранить. Был принят второй вариант, с которым мы прошли публичные слушания и все согласования», — объяснил Вадим Шамшурин.
Действительно, участки не обладают статусом леса. Такое решение в споре ПКФ «Палникс» и мэрии Екатеринбурга вынес Арбитражный суд Свердловской области еще в 2013 году. А позже городские власти дали добро на вырубку зеленых насаждений — древесно-кустарниковой растительности.
Масштабный девелоперский проект на месте реликтового леса серьезно ухудшит экологию, считает главный архитектор компании «Архстройпроект-А» Андрей Рудаков, у которого на Широкой Речке находится дача.
Андрей Рудаков, архитектор:
— Есть принципы развития современных городов: Сингапура, Лондона, Парижа, Амстердама, Рима. Лес, скверы, парки и зеленые насаждения — неприкосновенный запас. Это можно сравнить только с питьевой водой. Деревья, леса, скверы и простой газон являются легкими города. Даже небольшой парк является экосистемой, и там температура ниже на 1–5 градусов в жару. Представьте, как дорого стоит квадратный метр в «Гайд-парке», но уже десяток веков там никто не рубит деревья.
По словам Андрея Рудакова, уничтожение этого леса изменит температуру в городе, погибнут птицы — совы, дятлы и соловьи, которые обитают в тех местах.
«Из-за изменения гидрогеологии пересохла речка, которая раньше снабжала водоем. Теперь уткам негде плавать», — говорит архитектор.
Кроме того, он утверждает, что для многоэтажных домов потребуется вырубка большего количества деревьев, поскольку нужны как минимум дворовые площадки, пожарные проезды и парковочные места. В этом случае от зеленых насаждений может вообще ничего не остаться. «Вокруг столько свободных площадок. Почему понадобилось застраивать именно лес?» — недоумевает Андрей Рудаков.
Участники четырех СНТ — «Кедр», «Березовая роща-1», «Березовая роща-2» и «40 лет Октября» — составляют коллективное обращение к одному из депутатов, который рассчитывает переизбраться в Госдуму. А если это не поможет, то не исключают выхода на акции протеста.
«Красная горка» окружена малоэтажной застройкой: коттеджными поселками «Палникс», «Образцово» и «Галактика». По соседству компания «Атомстройкомплекс» анонсировала строительство поселка «Родники», но из-за того, что проект находится за гранью рентабельности, на площадку не выходит. Поблизости — несколько СНТ, поселки Широкая Речка и Мичуринский.