Принимаю условия соглашения и даю своё согласие на обработку персональных данных и cookies.

Запретная зона Кольцово может остановить стройку новых школ в Косулино, Солнечном и еще семи микрорайонах

23 марта 2021, 13:55
Запретная зона Кольцово может остановить стройку новых школ в Косулино, Солнечном и еще семи микрорайонах
Фото: архив 66.ru
Если проект приаэродромной территории утвердят, то возникнут проблемы с возведением новых учебных заведений. В мэрии и правительстве считают, что от этого документа город спасет вице-премьер Марат Хуснуллин. В Кольцово и Роспотребнадзоре, в свою очередь, не видят оснований для изменения проекта и отказа от него.

В седьмую подзону приаэродромной территории (ПАТ) Кольцово полностью или частично вошли восемь микрорайонов, поселки Совхозный, Рудный, которые входят в состав муниципалитета, село Косулино и Большой Исток. Из-за высоких авиационных шумов на территории подзоны запрещено строить социальные объекты и жилье. По подсчетам 66.RU, подзона заблокирует развитие и благоустройство общественных пространств на площади 1400 га, под ограничения попадет строительство 12 новых детских садов и 13 школ.

Запретная зона Кольцово может остановить стройку новых школ в Косулино, Солнечном и еще семи микрорайонах
Фото: пресс-служба Кольцово

Границы седьмой подзоны ПАТ выделены синим цветом.

В частности, в седьмую подзону ПАТ попадает микрорайон Солнечный, где уже ощущается нехватка мест в школах. Зона, которая должна заморозить стройку, затрагивает также микрорайон Совхозный, где реализуется проект «Патрушихинские пруды». Проект предполагает строительство двух новых школ и четырех детских садов. Под срывом также может оказаться строительство школы и двух детсадов на Вторчермете. В 2020 году мэр Екатеринбурга Александр Высокинский подписал постановление об утверждении проекта планировки территории в границах улиц 2-й Новосибирской, Умельцев, Окружной. Проектом, помимо жилой застройки, предусмотрено возведение социальных объектов.

Запретная зона Кольцово может остановить стройку новых школ в Косулино, Солнечном и еще семи микрорайонах
Фото: архив 66.RU

В седьмую подзону ПАТ могут войти школа в Солнечном и на Вторчермете, где есть проблемы с местами в учебных заведениях.

Если приаэродромную территорию утвердят, то под вопросом окажется строительство новой школы в Косулино, за которое лично поручился губернатор Свердловской области Евгений Куйвашев. Проект новой школы был готов еще в 2015 году, но из-за нерасторопности подрядчика вопрос отложили. В 2019 году областное правительство взяло его на контроль, но новое здание так и не появилось. Единственную в округе школу на 464 ребенка уже посещают 1135, к сентябрю этого года ожидается набор еще порядка 120 учеников. В феврале родительский комитет обратился к Евгению Куйвашеву. Жители Косулино заявили, что от решения этой проблемы зависят результаты грядущих выборов главы региона. В 2021 году на стройку из резервного фонда губернатор пообещал выделить 150 млн рублей.

Даже если брать за основу среднюю цифру в 1200 мест, то город может недополучить 15 600 мест из необходимых 55 тысяч.

Кроме того, в седьмую подзону ПАТ попадают уже 17 действующих школ в Солнечном, Совхозном, Нижне-Исетском, Большом Истоке, на Елизавете, Вторчермете, Химмаше, в Кольцово, Косулино. Эти учебные заведения продолжат работать. По словам заместителя руководителя управления Роспотребнадзора по Свердловской области Ильи Власова, скорее всего должны быть разработаны дополнительные мероприятия по снижению уровня шума. Например, можно установить шумозащитные окна, правда, непонятно, кто и за чей счет это будет делать

Несмотря на то, что правительство Свердловской области дважды отклонило проект ПАТ, который поддержал Роспотребнадзор, по закону Кольцово обязано установить проект приаэродромной территории.

Менять размеры седьмой подзоны или сокращать ее нет оснований, отмечают в «Аэропортах Региона» (куда входит Кольцово). Зоны, ограничения и правила расчетов устанавливает закон, а аэропорт выступает техническим исполнителем работ.

«Нынешний проект Кольцово сделан строго в соответствии с требованиями действующего законодательства. Это подтверждено Роспотребнадзором, который согласовал проект. Сейчас нет никаких правовых оснований для изменения проекта ПАТ. Чтобы шла речь об изменении седьмой подзоны, должна быть изменена методика, по которой рассчитывается ее территория. Сегодня таких решений на федеральном уровне нет», — рассказал 66.RU директор по стратегическим коммуникациям холдинга «Аэропорты Регионов» Евгений Красиков.

Вопрос школ стоит для Екатеринбурга и Свердловской области очень остро. Сегодня 55 тыс. школьников Екатеринбурга (из общего числа в 172 тыс.) учатся во вторую смену. В ближайшие годы эта цифра будет расти. Для перевода всех школьников в первую смену в ближайшие пять лет необходимо создать около 55 тыс. дополнительных мест — это 57 млрд рублей. Для примера, с момента запуска программы, за пять лет, в Екатеринбурге создали 10 тыс. мест — построили девять новых школ, капитально отремонтировали восемь. План на 2022 год — 3,4 тыс. новых мест.

Власти Екатеринбурга и Свердловской области пока не видят оснований для беспокойства. В ответ на запрос 66.RU в Главархитектуре посоветовали не использовать сослагательное наклонение. «По словам Алексея Храмова (начальник департамента архитектуры, градостроительства и регулирования земельных отношений администрации Екатеринбурга, — прим. ред.), проделана большая работа, чтобы документ не был принят в том виде, в котором он разработан. В этом объединили усилия городские власти и губернатор Свердловской области. В частности, вопрос обсуждался на встрече с вице-премьером российского правительства Маратом Хуснуллиным», — сообщили 66.RU в пресс-службе мэрии.

В департаменте информационной политики губернатора также заявили, что проект ПАТ не утвержден: он проходит процедуру согласования и внесен на рассмотрение в правительственную комиссию по транспорту РФ. И еще раз обратили внимание на заявление Хуснуллина, который обещал решить вопрос с установкой границ ПАТ в первой половине 2021 года.

В «Аэропортах Регионов» считают, что вопрос о том, должно ли меняться законодательство в части установки седьмой подзоны, остается открытым и проблемным для всех крупных городов. Но, как отмечает Евгений Красиков, это не вопрос безопасности полетов, а вопрос здоровья жителей.

Сейчас на федеральном уровне обсуждают возможность отмены седьмой подзоны ПАТ. В сентябре Минтранс РФ подготовил новую редакцию законопроекта, в котором говорится, что при установлении приаэродромной территории могут выделяться и утверждаться отдельно подзоны с первой по шестую и седьмая подзона дополнительно. При выделении подзон с первой по шестую ПАТ будет считаться частично установленной.

  • В 2017 году в Воздушный кодекс РФ внесли изменения, согласно которым для каждого аэропорта должна быть утверждена схема приаэродромной территории (ПАТ). Каждая из семи подзон ПАТ устанавливает определенные ограничения.
  • Утверждение проекта приаэродромной территории Кольцово затянулось на два года. Даже после 20-кратного сокращения седьмой подзоны, связанного с изменением методики подсчета, независимые экспертизы выявили несколько нарушений, в том числе связанных и с необоснованно большой площадью ПАТ.
  • Помимо новой стройки седьмая подзона может тормозить реновацию территорий. Жители ветхих домов, попавшие в седьмую подзону ПАТ, не могут рассчитывать ни на переселение, ни на благоустройство территории в перспективе.
  • В седьмую подзону ПАТ попадает 10,5 тыс. выданных и перспективных участков индивидуального жилищного строительства. Если проект утвердят, то владельцы земли будут вынуждены отказаться от домов.