Проклятое место
3 сентября 2010 года загорелась летняя веранда шотландского паба Gordon's, находящегося в торцевой части здания на Красноармейской, 1. Огонь перекинулся на стены и повредил оконные проемы первого и второго этажей. После пожара заведение так и не открылось: рестораторы не смогли договориться с владельцами помещений об условиях компенсации.
Фото: архив 66.RU |
---|
Спустя несколько лет на его месте заработал «Бар, который работает в минус». Однако он просуществовал недолго. «Арендатор и арендодатель — это два партнера. Наш партнер не пошел нам навстречу и отказался снизить ставку аренды в эти тяжелые времена, ну а мы решили не продолжать отношения. Приемлемая для нас цена была в районе 500 руб. за квадратный метр, но ФГУП настаивало на 800 руб.», — объяснял 66.RU причины разногласий совладелец бара Александр Спирин.
Бизнесмен анонсировал, что вместо него по франшизе откроется кафе «Дорогая, я перезвоню». Вместо этого в феврале 2018 года появился музыкальный бар Big Ural Band, прощальная вечеринка там состоялась в сентябре 2019 года.
Экспериментальная стройка
Отель возвели в 1930-е годы почти в одно время с гостиницей «Центральная», сразу же перед ним разбили сквер. БУШ (как отель называют в народе) вместе с Городком чекистов, Жилкомбинатом НКВД (ныне гостиница «Исеть»), типографией «Уральский рабочий», клубом строителей (сейчас — Свердловская киностудия) и Домом промышленности стал частью самой масштабной в СССР стройки. По задумкам архитекторов, конструктивистский ансамбль должен был венчать самый высокий в стране небоскреб. Из 17 этажей рабочие успели построить только пять, два из которых уничтожил пожар. Тогда от проекта окончательно отказались.
Квартал сохранял статус центра индустриального Свердловска еще очень долго. До конца 1960-х годов гостиница считалась самой комфортабельной и дорогой в городе. В ней останавливались Ричард Никсон, Фидель Кастро, Никита Хрущев и Джавахарлал Неру. В феврале 1962 года там на несколько дней поселился Владимир Высоцкий и уже тогда пожаловался на «маленький номер с мизерными удобствами».
Здание «Большого Урала» — это объект культурного наследия федерального значения, которым в девяностые годы распоряжались власти Свердловской области. В 2004 году гостиницу передали в хозяйственное ведение ФГУП «Урал», зарегистрированного в Кургане. Новый собственник испортил отношения со многими арендаторами (в арбитражных судах можно найти десятки дел со взаимными претензиями).
Скандалы с арендаторами
Самой громкой историей стало выселение частного Музея камня, у которого образовалась задолженность по арендным платежам. ФГУП «Урал» потребовало от директора учреждения Владимира Пелепенко выплатить солидную арендную плату в 1,6 млн рублей за пользование площадкой с 2011 года или освободить площади. После того как геологи отказались съезжать, музей отключили от всех коммуникаций, в том числе от отопления. В итоге Пелепенко проиграл все суды, не дождавшись, что памятник передадут обратно на баланс области (а такие обещания чиновники давали), собрал коллекцию и переехал в другое место.
Фото: архив 66.RU |
---|
Через полгода о закрытии отеля в здании «Большого Урала» объявил гостиничный оператор Accor Group. Их представитель заявил, что владелец установил «непомерно высокие арендные платежи».
Тогда застройщики начали искать варианты получить конструктивистский объект в собственность. Для городских властей было важно привести памятник в нормальное состояние к 300-летию Екатеринбурга. По логике мэрии, раз нынешний владелец не реставрирует его и не приспосабливает под современные нужды, то этим мог бы заняться новый инвестор.
«Мы надеемся, что собственник в ближайшее время найдет возможность вместе с частным инвестором воссоздать этот объект для его нормального функционирования. Механизм есть, было бы желание и активность», — говорил в эфире «Студии-41» вице-мэр Вадим Дударенко.
Владимир Крицкий, управляющий «Группы ЛСР на Урале»:
— Ситуация с «Большим Уралом» напоминает провальный аукцион по продаже заброшенной больницы в Зеленой Роще. Оба они памятники, с которыми кроме реконструкции сделать ничего нельзя. Плюс само здание аварийное, с деревянными перекрытиями. По сути, бизнесу предлагалось взять его в аренду вместе со всеми расходами на реконструкцию, но при этом даже не получить в собственность. Понятно, что на таких условиях объект мало кому интересен.
Помещения пустовали примерно полтора года, пока не нашелся новый гостиничный оператор. В 2017 году отель впервые прошел классификацию и получил возможность принимать иностранных болельщиков, которые приедут на чемпионат мира по футболу.
Серьезный репутационный урон гостиница понесла после того, как там переночевала компания из уругвайских фанов. Многие федеральные издания растиражировали их слова о том, что номера непригодны для жизни. «Это не отель, это машина времени! Мы уверены, что последним постояльцем здесь был Ленин. Честно скажу, каждую ночь я боялся, что из дыры в туалете вылезет монстр и съест меня», — рассказывал 66.RU Маурисио.
После публикации Роспотребнадзор пообещал провести проверку.
Планы реновации
Свою проверку провело и Управление госохраны памятников и составило протокол об административном правонарушении. Специалисты выяснили, что, зданию требуются противоаварийные и ремонтно-реставрационные работы, а АО «Урал» (в 2017 году компания сменила форму собственности и перерегистрировалась в Челябинской области) ненадлежащим образом исполняет охранные обязательства.
Сейчас к отелю присматриваются (по крайне мере, выразили публичный интерес) «Атомстройкомплекс» и «Маяк». К примеру, глава «Атома» Валерий Ананьев, рассуждая про разморозку строительства Opera Tower, предложил связать небоскреб с гостиницей.
Валерий Ананьев, глава «Атомстройкомплекса»:
— Вы знаете, что рядом стоит разрушенный «Большой Урал», и хорошо, если небоскреб удастся связать с этим памятником. Гостиница разрушается на глазах и надо что-то делать. Объекты культурного наследия сейчас продаются за 1 рубль, и если бы прошел такой аукцион по «Большому Уралу», то в комплексе с Opera Tower получился бы интересный проект.
Застройщик подготовил план комплексного развития всего квартала, в соответствии с которым между Opera Tower (первая очередь будет состоять из шестиэтажной стилобатной части) и «Большим Уралом» должны появиться среднеэтажные дома и сквозные проходы.
Фото: официальная документация проекта |
---|
Чтобы один из этих концептов воплотился в жизнь, требуется передать «Большой Урал» на баланс муниципалитета или области.
Реконструкцию ограничивают охранные зоны, которые проходят по периметру здания (как именно — можно посмотреть здесь). Документ, в частности, запрещает новое строительство вблизи памятника.