Екатеринбургские строители разрывают отношения с городской администрацией после событий в городской думе, когда депутаты отклонили поправки об уплотнении застройки. В заявлении (есть в распоряжении 66.RU) Гильдия строителей Урала предупреждает, что отзовет своих представителей из совещательных органов, созданных совместно с мэрией.
Авторы обращения указывают, что последние два года в городе ухудшаются условия ведения бизнеса. Это, по их мнению, выражается в «необоснованном затягивании сроков рассмотрения документов, создании дополнительных административных барьеров, систематических попытках переложить на бизнес выполнение муниципальных функций, использовании инструмента согласования архитектурно-градостроительных решений как способ давления на застройщиков».
До недавнего времени девелоперы и городские чиновники взаимодействовали в составе различных комитетов, комиссий, советов и так далее, но, как оказалось, это бесполезно.
«Мы вынуждены признать имитационный характер встречных усилий со стороны муниципалитета. За указанный период не произошло сколько-нибудь значимых улучшений, следует признать, что взаимодействие оказалось неэффективным. Более того, наблюдается неисполнение решений судов, протестов прокуратуры и решений инвестиционного совета при Губернаторе Свердловской области», — говорится в обращении.
Строительное сообщество видит выход в «изменении в принципах взаимодействия и в организационной структуре».
В разговоре с корреспондентом 66.RU глава Гильдии строителей Урала Вячеслав Трапезников подтвердил, что письмо следует воспринимать как приглашение к диалогу областных властей.
— Де-факто, это обращение к губернатору Свердловской области. Ждем от него деятельной реакции. Мы считаем, что необходимы институциональные изменения в управлении отраслью.
Можно по-разному относиться к уплотнительной застройке. С одной стороны, часто это ведет к негативным последствиям и ухудшает уровень жизни горожан: оказывает нагрузку на социальную и дорожную инфраструктуру (нехватка мест в школах и пробки на дорогах). В случае, если компании удалось купить небольшой клочок земли во дворе, то существует риск того, что новостройка встанет фасад к фасаду к существующему дому, перекрыв соседям солнечный свет и уничтожив элементы дворового озеленения. Непосредственно работы могут причинять большие неудобства жителям из-за шума, грязи, пыли и узких подходов к подъездам после ограждения строительной площадки.
С другой стороны, компактность всегда была фирменной чертой Екатеринбурга. Город с плотной застройкой более эффективен — инфраструктурные расходы меньше, зато выше экономическая активность населения, ведь рабочие места, сервисы, магазины и развлечения сосредоточены близко к местам жительства.
Сами девелоперы отрицают прямую зависимость между объемами ввода жилья и дефицитом мест в социальных учреждениях. «Построенные в 2000-е миллионы квадратных метров не вызывали пропорционального роста населения Екатеринбурга. Людей, детей не становится пропорционально больше. Они просто начинают жить чуть лучше, отселяться от родителей, переезжать в новые квартиры», — считает глава Гильдии строителей Урала Вячеслав Трапезников.
В 2003 году, по данным городской администрации, на одного жителя приходилось 19,6 кв. метра. В конце 2019 года обеспеченность жильем составила 26 кв. метров на человека. При этом в стратегических документах в качестве ориентира указана цифра в 30 кв. метров жилой площади.
У муниципальных чиновников и строительного бизнеса противоречия тянутся с прошлого года. Конфликты возникают по линии утверждения градостроительной документации (мэрия часто затягивает со сроками рассмотрения, что подтверждает прокурорская проверка) и согласования архитектурно-градостроительного облика зданий (есть судебное решение в пользу застройщиков).
Кроме того, тогда недопонимание возникло из-за проекта Генерального плана до 2035 года: мэрия выставила документ на общественные обсуждения без консультаций с девелоперами. В итоге после вмешательства областных властей, которые встали на сторону строителей, Генплан решили полностью переделать.
В 2019 году перемирия (по крайне мере, в публичной сфере) удалось достигнуть после «откровенного разговора у губернатора», когда стороны создали специальную межведомственную группу. Она координировала выдачу разрешительных документов на стройку в Екатеринбурге.