Принимаю условия соглашения и даю своё согласие на обработку персональных данных и cookies.

Я живу в аварийном доме. Что делать, пока не рухнула крыша?

21 февраля 2018, 13:10
инструкция
Я живу в аварийном доме. Что делать, пока не рухнула крыша?
Фото: 66.RU
Если вы давно не выходите на балкон, потому что он в любой момент может обвалиться, из дыры на потолке виден чердак, а на стене наметилась трещина, значит, эта инструкция для вас. О том, как попасть в программу капремонта (если вдруг вы еще не там), отремонтировать ветхое жилье самостоятельно или убедить чиновников в том, что единственный счастливый исход для вашего дома – бульдозер, а для вас – расселение, читайте в материале 66.RU.

Вечером 15 февраля над одной из квартир в доме на Уралмаше обрушилась крыша. Спустя неделю в том же доме по адресу переулок Суворовский, 16а, но в соседнем подъезде провалился потолок. Здание было в Региональной программе по капремонту, на него выделили более 885 тыс. руб. Подрядчик должен был закончить ремонт до начала 2018 года, но не успел. В Фонде капремонта сказали, что трагедия произошла по вине строителей — они нарушили технологию работ. Вместе с тем ситуацию считают рядовой. Объясняем, как предотвратить подобную «рядовую» ситуацию в вашем доме.

В бараке в Суворовском переулке 15 февраля обрушилась крыша. В результате ЧП пострадали два мальчика, 2 и 9 лет, и 60-летний мужчина. Детей госпитализировали. Следователи возбудили уголовное дело.

Ситуация первая. Что делать, если жить в доме страшно, а капремонт не предвидится

В администрации города подтвердили, что ваш дом не входит в Региональную программу по капитальному ремонту жилья, а потолок вот-вот обвалится. Ваши дальнейшие действия должны быть такими:

Докажите аварийность жилья

Прежде всего собственникам жилья стоит провести собрание и запротоколировать решение об аварийности дома. С этим решением жильцы обращаются в управляющую компанию (УК) или товарищество собственников жилья (ТСЖ), чтобы решить вопрос о том, кто проведет проверку дома, рассказала 66.RU сотрудница «Лиги ЖКХ» Татьяна Ерошенко.

Обратиться в УК или ТСЖ с просьбой организовать проверку дома на аварийность может и один собственник, но на следующем этапе ему все равно потребуется привлечь остальных жильцов — финансово одному с этой задачей не справиться.

Проверку может провести экспертная частная организация или межведомственная комиссия. В обоих случаях за обследование дома придется заплатить (вам это обойдется в несколько десятков тысяч).

В состав межведомственной комиссии входят представители администрации из разных сфер — от санэпиднадзора до органов архитектуры. Собственники жилых помещений (или уполномоченные ими лица) могут участвовать в комиссии «с правом совещательного голоса» (согласно постановлению Правительства № 47 «О признании жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции»)

Комиссия должна информировать заинтересованных жильцов о времени и месте заседания. Заключение о состоянии дома межведомственная комиссия передает администрации города, где в течение 30 дней принимается решение.

Жители дома на Ленина, 69/14 были вынуждены два месяца жить в аварийном доме. После пожара, который был в Городке чекистов 16 мая 2017 года, управляющая компания «Радомир» затянула дыры в крыше полиэтиленом, но постоянные дожди его разорвали.

Обращайтесь в администрацию города

Если капремонт назначен через несколько лет, а крыша рушится уже сейчас, пишите обращения в администрацию — чем больше, тем лучше.

Как рассказала Татьяна Ерошенко, перенести капремонт на более ранний срок можно. Для этого нужно также объединить усилия с УК (ТСЖ) и обращаться в мэрию.

Татьяна Ерошенко, сотрудница «Лиги ЖКХ»:

— Мы обращались в Министерство [капстроительства], ходили к Владимиру Гейко (зам. главы Администрации города Екатеринбурга по вопросам жилищного и коммунального хозяйства, — прим.66.RU) на прием, писали в различные органы. И администрация пошла нам навстречу — капитальный ремонт перенесли с 2032 года на 2018 год.

Согласно закону, комиссия проверяет состояние конструкций и жилого дома в целом, степень его огнестойкости, условия для эвакуации в случае ЧП, санитарно-эпидемиологические и гигиенические требования, содержание опасных химических и биологических веществ, качество воздуха, уровень радиации, шума, вибрации, наличие электромагнитных полей, параметры микроклимата помещения и месторасположение дома.

Ситуация вторая. Как обеспечить качество капитального ремонта

Вы добились, чтобы в вашем доме провели капремонт. Как убедиться в том, что все сделано качественно и в срок?

Жильцы могут вместе с УК контролировать сроки и качество проведения работ подрядчиком, делающим капремонт. В частности, собственники могут подписывать акты приема работ. Сроки работ должны быть прописаны в документах, и собственник может обратиться в БТИ или другие надзорные органы.

УК (ТСЖ) должны предупреждать собственников жилья о проведении капремонта, в свою очередь жильцам нужно обсудить на общем собрании, что нужно сделать в рамках капремонта. Запротоколированное решение собрания жильцов передается фонду капремонта. Без него никакого капремонта не будет.

Если собственники не были проинформированы о капремонте и узнали о нем, когда ремонт уже начался, они могут обратиться в надзорные органы (БТИ, прокуратура).

Ситуация третья. Что делать, если после капремонта стало только хуже

На этот случай подрядчик, ответственный за капремонт, предоставляет гарантию. Она прописана в договоре с фондом капитального ремонта. Она действует в течение трех–пяти лет (в зависимости от элемента). Так что если жильцов не устроит качество, они могут обратиться в УК, которая в свою очередь свяжется с фондом капремонта.

Я живу в аварийном доме. Что делать, пока не рухнула крыша?
Фото: 66.RU

В квартире на Малышева,138 в декабре 2017 года после капремонта отключилось отопление. Проживающий в ней 82-летний инвалид второй группы два месяца не мог вернуть тепло в дом.

Ситуация четвертая. Что делать, если дом нельзя отремонтировать и нужно сносить

Если дому капитальный ремонт уже не поможет, но администрация после проверки постановила его не сносить, а ремонтировать, вам нужно убедить мэрию в необходимости сноса.

Порядок подачи документов такой же — сначала обращаетесь в УК (ТСЖ) и подаете в администрацию заявление об аварийности жилья. В любом случае «придется бороться», рассказала Татьяна Ерошенко.

Я живу в аварийном доме. Что делать, пока не рухнула крыша?
Фото: личная страница Олега Рудого в Facebook

На Малышева, 27 после капитального ремонта на чердаке прорвало трубу. В декабре 2016 года дом остался без воды и света в -30 °C

На расселение аварийного дома уходит не менее двух лет: сначала УК вместе с жильцами здания доказывают, что дом действительно непригоден для жилья — для этого организуются многочисленные комиссии и проверки. После чего еще год уходит на поиск жилья для «переселенцев». В среднем вся процедура занимает 2-3 года.

Татьяна Ерошенко:

— Это не так просто — что сегодня приняли решение, а завтра расселили. У администрации есть резервный жилой фонд, на него ей приходится ориентироваться.

Администрация города планировала снести дом на Куйбышева, 183б в 1995 году, позже решила ограничиться капитальным ремонтом. Жильцы говорили, что жить в таких условиях невозможно — дом строился как временное жилье, в нем не предусмотрена вентиляция помещений и даже водосток.

Если дом решено снести, то по закону мэрия должна в течение 30 дней предоставить информацию о сроках расселения.

В исключительных случаях жильцы дома могут быть расселены в течение двух суток. Например, если из-за техногенной катастрофы или природных катаклизмов здание получило повреждения, после которых его невозможно восстановить.

Ситуация пятая. Как сделать капремонт за свой счет

Откуда взять деньги?

Фонд капитального ремонта Свердловской области

Если жильцы вели отчисления в областной фонд капитального ремонта, то процедура такая же, как и в первом пункте, — нужно организовать проверку, которая подтвердит необходимость капремонта.

Спецсчет

Илья Сотонин, директор по развитию «Лиги ЖКХ» :

— Собственники могут договориться об открытии спецсчета и отчислять средства на него, а не в «общий котел» — областной фонд капитального ремонта. Деньги со спецсчета можно будет потратить только по решению общего собрания.

Если у жильцов есть достаточная сумма на спецсчете или они готовы «скинуться» на капремонт, то они могут сами нанять подрядчика и отремонтировать дом. Согласование с органами власти не требуется.

Кредит

Также собственники могут получить кредит на капремонт в банке. Сейчас, по словам Сотонина, у финансовых учреждений есть специальные программы именно для таких кредитов. Это хороший вариант, если у жильцов недостаточно средств на спецсчете и нет возможности собрать всю сумму сразу.

Илья Сотонин:

— Можно взять кредит, чтобы не ждать, пока накопятся деньги. Потом можно выплачивать его, живя в хорошем, отремонтированном доме.

Абрамова Алёна, 66.RU