Принимаю условия соглашения и даю своё согласие на обработку персональных данных и cookies.

Мэрия Екатеринбурга заставит горожан передвигаться пешком и на трамваях

11 марта 2015, 09:15
Мэрия Екатеринбурга заставит горожан передвигаться пешком и на трамваях
Фото: Антон Буценко; архив 66.ru
Автомобилистов кнутом выжимают из центра города, постоянно увеличивая зону платной парковки. И пряником пересаживают на трамваи, которым дают все больше свободы.

С начала этого года на городских улицах стало меньше автомобилей. Все рекорды побил февраль, когда в уральской столице был объявлен карантин. Некоторые эксперты уверены, что пробки вернутся; другие считают, что из-за кризиса многие автомобилисты надолго пересели на общественный транспорт. Пока они спорят, мы решили проверить, готов ли город к такому резкому изменению трафика.

Екатеринбург пешеходный

За ближайшие пять лет в Екатеринбурге планируется сделать пешеходными пять улиц. По данным мэрии, к 2020 году общая их протяженность должна составить 9,1 км. Сейчас в списке городской администрации пять таких улиц: бульвар Культуры на Уралмаше, бульвары Малахова и Тбилисский на Ботанике, улица Вайнера и числящаяся отдельно от нее эспланада к ТРЦ «Гринвич» (хотя они представляют собой единый пешеходный маршрут). Общая протяженность на данный момент — 4,5 км.

Такие планы недавно озвучил глава Екатеринбурга Александр Якоб, когда презентовал реинкарнированный стратегический проект «Город для пешеходов». Ранее проект был расписан как раз до 2015 года. Именно в нем была предусмотрена реконструкция пешеходных бульваров на Ботанике — Малахова и Тбилисского, туда же бульвар Культуры на Уралмаше. Ну и пешеходная улица Вайнера, конечно.

Также программа включала в себя строительство подземных переходов на перекрестках улиц Халтурина и Готвальда, Халтурина и Опалихинской, Халтурина и Финских Коммунаров, Челюскинцев и Героев России, Машинной и Луганской, Малышева и Вайнера, Радищева и Вайнера, а также в составе станций метро «Чкаловской» и «Ботанической». Кроме того — надземные переходы на Бебеля — Таватуйской, Репина — Токарей и между Ботаникой и станцией городской электрички.

Новая редакция стратегического проекта, в которой он расписан уже до 2020 года, предполагает и новый набор пешеходных переходов.

Подземные:

  1. Ленина — Московская;
  2. Малышева — Московская;
  3. Малышева — Восточная;
  4. Восточная — Куйбышева;
  5. Серафимы Дерябиной — Шаумяна;
  6. Металлургов — Рабочих;
  7. Токарей — Крауля;
  8. Бебеля — Пехотинцев.

Надземные:

  1. ЦПКиО — переулок Базовый — Парк лесоводов России;
  2. Объездная дорога — Станция диагностики;
  3. в районе станции «Керамик» над железнодорожными путями;
  4. между ТРЦ «КомсоМОЛЛ» и микрорайоном Синие Камни (да-да, попал и он в планы мэрии).

На этих перекрестках до 2020 года должны появиться пешеходные переходы. Голубым отмечены подземные, синим — надземные.

Общая протяженность улиц, которые станут пешеходными, практически удвоится. И хотя в проекте пока не указаны конкретные объекты улично-дорожной сети, можно с большой долей вероятности предположить, где запретят автомобильное движение.

Самый явный объект, работы на котором уже начались, — улица Красноармейская, реконструкцию которой ведет корпорация «Атомстройкомплекс». Пока пешеходную зону обустраивают на участке от Энгельса до Карла Маркса, а в перспективе маршрут продлят до Куйбышева.

Тамара Благодаткова, председатель комитета благоустройства администрации Екатеринбурга:

— Это будет прогулочная зона бульварного типа с местами отдыха, покрытием из цветной тротуарной плитки, цветниками, торшерным освещением. Она даст возможность посещать те магазины, которые там расположены. Красноармейская станет аналогом улицы Вайнера, зоной отдыха для всех, кто живет и работает в этом районе. В перспективе планируется установить различные скульптуры, такие идеи уже озвучивали молодые архитекторы.

Пешеходная Красноармейская — первый подобный проект со времен реконструкции улицы Вайнера. На будущем бульваре установят дополнительное освещение, клумбы, малые архитектурные формы, а также полностью заменят асфальтовое покрытие на цветную тротуарную плитку. Для жителей ближайших домов оставят небольшой проезд со стороны улицы Энгельса. Закончить все работы планируется до июля 2015 года.

Еще одна затея, реализация которой уже не за горами, — продление пешеходной улицы Вайнера с обустройством подземного перехода под проспектом Ленина. Подземные работы увязаны с возможным строительством второй ветки метро, и у них уже есть совершенно определенный соинвестор — «Общество «Малышева, 73», которое планирует соединить с перронами выходы из строящегося ТРЦ «Пассаж». Сейчас аналогичное решение застройщик обкатывает на втором своем крупном объекте — ТРЦ «Гринвич».

После проспекта Ленина пешеходный маршрут предлагается пустить мимо «Дома книги» (не исключено, что магазин снесут) к кварталу «Екатеринбург-Сити». Это уже предложение иностранных архитекторов, сотрудничающих с девелопером проекта.

Европейские архитекторы Вернер Зобек и Хельмут Ян, которые разрабатывают концепцию застройки квартала «Екатеринбург-Сити», предложили продлить до него пешеходную зону улицы Вайнера.

Многим нравится утопическое предложение арх-издателя Эдуарда Кубенского вынести за пределы Екатеринбурга железную дорогу, провести масштабную реконструкцию высвободившегося пространства и обустроить на нем огромную парковую зону (сам Кубенский называет ее «лесополоса»), которая бы пронизывала город насквозь, соединяя Уралмаш и Уктус.

По мнению Эдуарда Кубенского, получившееся парковое пространство можно было частично застроить зданиями с различным функционалом, а наибольшую часть благоустроить для прогулок горожан — пеших, вело-, лыжных и прочих.

Михаил Вяткин, бывший главный архитектор Екатеринбурга, почетный гражданин города:

— Вынести с территории города железную дорогу нереально. Правда, есть программа выноса грузового движения по ней. Хотя бы над ней работа идет. А вот что касается соединения Уралмаша и Уктуса — это очень важный вопрос, и его обязательно надо продвигать.

Общественный транспорт

Главная цель программы «Город, удобный для пассажиров и пешеходов» (частью которой является стратегический проект «Город для пешеходов») — обеспечить удобные пассажирские связи между всеми жилыми районами и основными «районами тяготения населения». То есть достичь минимума пересадок и временных затрат.

В общественном транспорте приоритеты понятны. Понятно, что все перспективные (а на деле — отдаленные) районы комплексной жилой застройки могут быть связаны с центром города только автобусным сообщением. С грехом пополам — потому что пустить в каждый район частный маршрут становится возможным только после того, как там появится достаточное количество жителей. На неликвидные маршруты перевозчик не пойдет. А это, в свою очередь, означает, что первые «поселенцы» вряд ли смогут ездить в город даже на маршрутках.

Громогласные планы соединить хотя бы Академический район с центром города трамвайной веткой озвучиваются уже не первый год и до сих пор остаются лишь словами. Объяснение простое: в крохотном екатеринбургском бюджете нет денег на такое строительство. Последнюю новую трамвайную линию длиной всего 1,2 км на улице Фучика построили в 2012 году, а анонсировали еще в 2010-м.

А вот в центре города общественный транспорт все-таки пытаются сделать удобным. Буквально на днях c улицы 8 Марта запретили повороты налево (то есть пересекая трамвайные пути) сразу на нескольких перекрестках. В планах — поставить аналогичные знаки на большинстве перекрестков в центре города, где есть трамвайное движение.

Юрий Демин, глава областной ГИБДД:

— Эти повороты налево сдерживали общественный транспорт; как только убрали — всё, трамваи пошли быстрее сразу. Пробок из-за этого нововведения не будет, а люди, которые там ездят, просто начнут поворачивать за один перекресток до этого места и объезжать — вот и все нормально будет. Единственное, что плохо, городская администрация нас об этом довольно поздно известила. Да и население фактически перед фактом поставили.

В муниципальной программе «Город, удобный для пассажиров и пешеходов» особой строкой значится пункт «стимулирование горожан к использованию общественного транспорта». Повышение скорости движения трамваев за счет ограничений для водителей — это один из способов такого стимулирования. На этот же результат работает обустройство платной парковочной зоны в центре Екатеринбурга — это обычная запретительная мера, а никакой не способ пополнить городской бюджет. Город намерен сделать все, чтобы автомобилистам было неудобно в центре. Приоритет общественного транспорта — это, скорее, приятный побочный эффект.

С другой стороны, сегодня уже планируется обособление трамвайных путей на семи центральных улицах к чемпионату мира — 2018. В первую очередь власти намерены обособить трамвайные пути на Луначарского (от Тверитина до Ленина), на Куйбышева (от Луначарского до 8 Марта), на 8 Марта (от Куйбышева до Радищева), на Радищева (от 8 Марта до Московской) и на Челюскинцев (от Московской до переулка Невьянского). Затем трамвайные пути начнут огораживать на проспекте Ленина от Луначарского до Московской.

В мэрии отмечают, что обособление трамвайных путей обойдется городу в круглую сумму. Помимо этого, к мундиалю нужно будет заменить шпалы на специальное монолитное основание для движения современных низкопольных вагонов. Согласно расчетам, выполненным группой компаний «Транспортная интеграция», на обновление общественного транспорта придется потратить 8,4 млрд рублей. Всего к ЧМ-2018 Екатеринбург закупит дополнительно 181 автобус большой вместимости, 28 троллейбусов и 92 трамвая. Конечно, на условиях софинансирования из муниципального, областного и федерального бюджетов — самостоятельно Екатеринбургу это не потянуть.

Тем более что общественный транспорт хотят сделать низкопольным — во всяком случае в центральных районах города. Анонсируется, что произойдет это в течение трех ближайших лет. Но вот верится с трудом. Более реальным видится обустройство пешеходных зон вместо автомобильных улиц. Ну и расширение зоны платной парковки, конечно. А вам как кажется?