Уголовное дело из-за Марсельезы в кабаке. Как наказывали за пение запрещенных песен в царской России

7 января 2026, 12:06
Фото: Анна Коваленко, 66.RU
120 лет назад на Урале хотели судить учительницу за пение революционного гимна Франции — «Марсельезы». В наши дни в Екатеринбурге арестовали уличного музыканта за песню Noize MC*. В обоих случаях музыка стала поводом для возбуждения дела. Однако в царской России признали, что состава преступления в предновогоднем пении нет.

В октябре суд арестовал на 14 суток уличного музыканта Евгения Михайлова, известного как Женька Радость. Он пел в центре Екатеринбурга композиции Монеточки* и Noize MC*, включая запрещенную песню «Кооператив «Лебединое озеро». Евгения обвинили в мелком хулиганстве и дискредитации российской армии. Вину музыкант не признал и заявил о своей невиновности.

Похожая история произошла в царской России. 27 декабря 1905 года на Шульпихинском прииске в Висимо-Шайтанской волости праздновали Новый год. В зале, где «одни играли в карты, другие пили у буфета, третьи танцевали», кто-то предложил спеть «Марсельезу». Текст песни призывал к борьбе против тирании и деспотизма, что противоречило идеологии самодержавия в России.

Песня длилась недолго. Ее начал петь сын отставного поручика Сергей Кузьмин, но публика возмутилась, и пение оборвалось.

Сам Кузьмин позже объяснил, что был «немного выпивши» и запел «совершенно без всякой цели». Он начал петь песню «отречемся от старого мира», слов которой не знал, и вскоре ушел со своим товарищем Теленковым, который сказал ему: «Довольно тебе петь, пойдем, выпьем».

Под суд могли пойти учительница Кушвинского училища Анна Решетникова, мещанин из Перми Константин Кондаков и мастеровые Николай Рябов и Петр Никитин. Один из участников хора Павел Рябов покончил с собой до допроса. Все обвиняемые, за исключением Сергея Кузьмина, виновными себя не признали. Некоторые из них объяснили, что даже не знают революционного гимна.

Всем хотели вменить пункт 2 статьи 130 Уголовного уложения Российской империи — «О государственных преступлениях против безопасности Государя Императора и против государственного строя». «Кто станет распространять, хранить или читать сочинения, содержащие призывы к ниспровержению существующего государственного строя, нарушению законов или возбуждению неприязни между сословиями, — подвергается заключению в крепости от четырех до восьми лет», — говорилось в законе.

Однако следователи неожиданно признали, что состава преступления нет. Свидетели утверждали, что «Марсельеза» прозвучала всего несколько секунд и тут же была прервана криками: «Не надо! Не надо!». Надзор полиции с обвиняемых сняли.

Доклад о пении революционной песни направил прокурору Екатеринбургского окружного суда помощник начальника Пермского губернского жандармского управления по Верхотурскому уезду. Он сам присутствовал на елке и проводил «негласную разведку».

Материал подготовлен при поддержке Государственного архива Свердловской области.

*признаны Минюстом иностранными агентами

**международное движение ЛГБТ признано экстремистским и запрещено в России

Мария Шараева
журналист

Читайте также