Екатеринбург против урбанистов. Почему их прогнозы не совпадают с реальностью

Сегодня, 08:44
Фото: Анна Коваленко, 66.RU
На разных форумах существует понятный формат бесед: приезжают архитекторы или урбанисты, рассказывают про свой опыт и дают рецепт, как сделать городскую среду удобной для человека. Говорят логичные вещи, но часто «за все хорошее, против всего плохого» наталкивается на объективную реальность: ни один российский город не имеет такого ресурса (финансового и административного), как Москва. На пяти примерах показываем, как объективная реальность не дает реализоваться таким планам.

Ожидание: государство пустит в жилищную сферу много денег

В следующие пять лет государство выделит 10,5 трлн рублей на национальный проект, касающийся улучшения городов. Это в 10 раз больше, чем потратили в предыдущую пятилетку.

Замдиректора «АЦ Эксперт» Кристина Чукавина считает, что, исходя из размеров госфинансирования, перспективными для строительных компаний выглядят несколько направлений: жилье, благоустройство, в том числе через комплексное развитие территорий, объекты соцкультбыта, транспортная инфраструктура.

Реальность: покупать квартиры некому

Расширение госпрограмм произошло на фоне отмены массовой льготной ипотеки. Видимо, государство рассчитывает поощрять стройки с помощью субсидий на инфраструктуру — коммунальные сети и дороги. В логике властей, это уменьшит себестоимость проектов и предотвратит массовые банкротства застройщиков в период падения спроса.

Однако для покупателей жилье все равно остается недоступным: рыночные ипотечные ставки остаются почти заградительными, а льготными программами могут воспользоваться все меньше семей. В итоге в строящихся и сданных домах Екатеринбурга не продано около 76 тыс. квартир — на 22,2% больше, чем год назад. Динамика продаж сказалась на ценах. В городе впервые за 2,5 года средняя стоимость новостройки снизилась.

Ожидание: в городах появится метро и современный трамвай

В Екатеринбурге, в сравнении с другими российскими мегаполисами, чрезмерный уровень автомобилизации — 460 машин на тысячу человек (в Петербурге — 289, в Москве — 278). Основное последствие — дорожные заторы.

По мнению генерального директора проектной компании «ЛабГрад» Александра Баранова, снизить уровень автомобилизации можно, если сделать общественный транспорт удобным. И Екатеринбург должен ставить на трамвайную и железнодорожную сеть, связать эти линии между собой и создать эффективную систему пересадочных узлов.

«В Екатеринбурге финансовый ресурс ограничен. И если стоит выбор между вложением средств в новую трамвайную ветку и строительством дорогих многоуровневых развязок, трамваи будут эффективнее», — считает Александр Баранов.

Реальность: денег на быстрое обновление транспорта не хватает

Екатеринбург идет по пути развития общественного транспорта, но медленно.

Денег на вторую ветку метро в городе нет, а Москва — не дает.

Муниципальные власти зарезервировали территории под прохождение линии городской электрички, но в РЖД пока не определили источники и сумму финансирования.

По плану идет только транспортная реформа: до конца года привезут автобусы-гармошки и трехсекционные трамваи.

Ожидание: парковок станет меньше

Города с высокой автомобилизацией имеют еще одну проблему: личный транспорт заполняет свободное пространство: днем — улицы и площади в центре, вечером — дворы на окраинах.

Развитие общественного транспорта по идее должно поменять подходы к проектированию жилья. По нормативам нужно резервировать одно парковочное место на 80 кв. метров недвижимости. Девелоперы либо строят паркинги (это делает себестоимость проекта выше), либо делают плоскостные стоянки (это ухудшает качество среды).

Пешеходная доступность до трамвайной остановки или станции городской электрички позволит снизить этот параметр. В центре, где общественный транспорт развит сильнее, парковочных мест может быть еще меньше, считает Александр Баранов.

Реальность: пока еще точно не закрыли стоянку на главной площади

В мэрия давно размышляют о том, чтобы освободить от автомобилей площадь 1905 года. После летнего фестиваля, который открывал мэр Алексей Орлов, парковку на главной городской площади 1905 года могут закрыть навсегда. Но уверенности в 100% нет.

Зато меняются нормы проектирования жилья. Теперь количество парковочных мест можно снизить на 25%, если строить дома рядом с остановками общественного транспорта.

Ожидание: рабочие места переедут в коворкинги и квартиры

Одна из главных ценностей для соискателей на нынешнем дефицитном рынке труда — возможность работать удаленно или в гибридном формате. Этот фактор считают значимым 30% уральцев.

Это устраивает и работодателей: во-первых, они могут нанимать персонал из других городов, а во-вторых — сокращать операционные затраты на офис, поскольку не нужно закреплять рабочее место за каждым сотрудником, объяснила руководитель блока аналитики данных hh.ru на Урале Ольга Виноградова.

«Ситуация с дорожными пробками только усугубляется. Поэтому перевод части сотрудников на home-офис — выход из ситуации», — подчеркнула она. А значит, жилые комплексы тоже должны меняться под запросы «удаленщиков» или «гибридчиков», а девелоперы — создавать разнообразие рабочих сценариев: условия работать не только в квартире, но и во дворе, террасе или коворкинге.

Реальность: работодатели все еще нуждаются в офисных площадях

Качественные бизнес-центры — дефицитный сегмент недвижимости. За год аренда современных офисных помещений Екатеринбурга взлетела на 49%–62%. Даже при таких ставках свободных площадей практически нет. В большинстве объектов класса A (премиальная категория) и B+ (более доступный вариант) существуют очереди из потенциальных арендаторов, которые ждут освободившихся помещений.

Поэтому строительство офисных пространств в Екатеринбурге не прекращается: «Атлас Девелопмент» достраивает бизнес-центр на ВИЗе, «УГМК-Застройщик» — в квартале «Екатеринбург-Сити», «Кортрос» объявил о возведении бизнес-центра в Академическом. Аналитики ожидают инвестиции от бизнеса, который нуждается в площадях для расширения. Последний пример — переезд ТМК в новый офис.

Ожидание: производства вернутся в города

В Москве власти установили минимальную долю коммерческих помещений в новых жилых кварталах (30%), обязали застройщика создать всю инфраструктуру (школы, детсады, поликлиники, озеленение) и отменили плотность застройки. С одной стороны, такая модель помогает девелоперу выжать максимум с земельного участка, с другой — не ущемляет интересы жителей. Город получает социальные объекты, на которые у него не хватило бы бюджета.

Еще один тренд — промышленные многоэтажки. Сейчас в Москве строят light industrial — производственно-складские помещения с офисом и шоурумом, где арендаторы — небольшие компании. Этому способствуют столичные власти, которые заставляют девелоперов создавать рабочие места в составе жилых комплексов на месте снесенных промзон, рассказала основатель архитектурного бюро Empate Марина Егорова. Эксперт уверена, что вслед за столицей системные девелоперы зайдут и на региональные рынки.

Реальность: заводы только закрываются и переезжают на окраины

Запрос на промышленные объекты и склады действительно большой. Но, в отличие от столицы, проектов light industrial в Екатеринбурге нет. Новые производства появляются в составе индустриальных парков или в промзонах на окраине и, наоборот, исчезают из центральной части города.

Сегодня развитие индустриального сектора сдерживают высокие ставки банковского финансирования.

Валерий Кунщиков
журналист

Читайте также